Графика - это искусство, в основе которого лежит линия, контраст изображения и фона. Кроме контурной линии, в графике используются штрих, пятно и точка, сочетанием этих средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Но все же главным средством выразительности в графике являются – линия, пятно, штрих, тональный контраст.
Графика делится на оригинальную и печатную.
Оригинальная графика уникальна, существует в единственном экземпляре. К ней относится академический станковый рисунок, наброски, зарисовки. Печатную графику можно тиражировать во множестве экземпляров.
Рассмотрим подробнее средства создания графического изображения.
Линия может быть очень разной: проведена пером, кистью, палочкой, фломастером на хорошо проклеенной или непроклеенной бумаге, получена в ксилографии, офорте, линогравюре и т. д.
Линейная графика – чрезвычайно сложная изобразительная техника. Неумелая работа линией может привести к грубой схематичности.
Техник и приемов работы линией много, и каждый художник вносит в них что-то новое, свое. Однако учебные задачи позволяют свести все линии в графических изображениях упрощенно к трем видам:
- точная в одну толщину и одного напряжения (рисунки А. Матисса);
- разнотолщинная, то почти исчезающая в плоскости бумаги, то мощно выходящая из неё (портретные наброски-профили Леонардо да Винчи);
- неровная, словно нанесенная дрожащей рукой, но именно от этого имеющая особую чувственность (наброски О. Домье).
Штрих в изображениях всегда соседствует с линией. Однако есть изображения, где штрих не только превалирует, но и является единственным рабочим элементом графики. Такие изображения называют штриховыми.
В отличие от линии штрих складывается из коротких и быстрых движений карандаша. Если линия призвана главным образом определять границы форм, то задача штриха – передача тона, фактуры, объёма, освящения формы.
Пятно может быть единственным графическим средством в рисунке или использоваться с линией. В пятновой графике основными изобразительными элементами являются контрастные пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приближается к искусству силуэта – чёрный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне. Пятновая графика может быть, даже более условна, чем линейная. Она в большинстве случаев двухмерная, т.е. не имеет глубины и не пытается её создать.
Точка как самостоятельный элемент может создавать точечное изображение, основной принцип которого - нанесение точек разной величины. Как правило, это четкий минимальный след от прикосновения к поверхности художественным инструментом. Густая сеть мельчайших точек то сгущаясь, то разрежаясь образует красивую вибрирующую фактуру.
Изображения, могут быть получены с использованием различных композиций элементов графики. Наиболее распространённые комбинации:
-линия и штрих;
-линия и пятно;
-линия, штрих и точка;
-линия, штрих и пятно;
-линия, штрих, пятно и точка.
Оригинальная графика выполняется разными материалами (карандаш сангина, уголь, сепия, тушь, соус и др.)
Наиболее часто используемый материал это графитный карандаш, в котором стержень графита вставлен в деревянную оправу. Изобретён карандаш в конце XVIII века. Имея различную мягкость, он даёт много возможностей художнику, им выполняются учебные рисунки, рисунок под живопись водными красками (акварель, гуашь, акрил), а так же творческие работы. Рисунок может быть линейный, свето-теневой и тональный.
Цветные карандаши – материал, для рисунка широкого применения. Это современный материал, применяемый с XX века, имеет большие возможности, при умелом использовании даёт возможность решать живописные задачи в рисунке.
Существует много других традиционных и новых материалов для графики. Рисунки исполняются тушью, чернилами, наносимыми пером или палочкой, акварелью и гуашью, наносимыми кистью. В последнее 30-летие прошлого века художниками были успешно освоены черные и цветные фломастеры, удобные для путевых зарисовок, шариковые и гелиевые ручки.
Большими возможностями обладают так называемые «мягкие материалы».
Сангина – материал для рисунка, продукт природного минерального происхождения, состоящий из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа. Залегает в вулканических породах и имеет природный обжиг.
Её отличает интенсивный красно-коричневый светоустойчивый цвет. Качества: мягкость, ровная растяжка тона, насыщенный цвет, относительно прочное сцепление с поверхностью бумаги.
Сепия – светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска – сепии. Современная сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа спрессованная в палочку, или в виде порошка приготовляется искусственным путем.
Соус – материал для рисунка, известный с конца XVIII века. Приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, с добавлением слабого раствора растительного клея и прессуется в палочку.
Уголь – рисовальный материал природного происхождения. Обладает большим тональным диапазоном, легко стирается, удобен в работе, незаменим при исполнении больших рисунков, эскизов и беглых набросков.
Все рисунки, выполненные мягкими материалами, требуют закрепления на листе, так, как хорошо стираются. Существуют специальные закрепители, но можно воспользоваться лаком для волос.
В.А. Серов. Портрет балерины Т.П. Карсавиной. Линия, штрих
Н. А. Тырса. Женский портрет. Штрих,пятно
А. Матисс. Линейный рисунок. Тушь.
Е.С.Кругликова. Силуэтный портрет. Тушь
В.Ф. Просвирин Портрет жены. Графитный тональный рисунок.
И. Крамской Портрет Н. Кошелева
|