Анализ картины «Менины». Диего Веласкес
Первые картины испанского живописца Диего Веласкеса (1599 – 1660 г. г.) были мрачными. Они изображали простых селян, и каждое лицо было портретом какого-то конкретного человека. Их орудия труда, утварь, посуду художник фиксирует с той же точностью, что и лица. В 1623 году, в возрасте двадцати четырех лет, Веласкес стал придворным живописцем испанского короля Филиппа IV и неотлучно находился при королевской семье. Веласкес создал свою собственную разновидность реализма. Он писал портреты королей и королев, принцев и принцесс: это была его работа. Но он стремился также изображать и их слуг, особенно карликов. Веласкес считал их не менее интересным и достойным объектом живописи. Самое важное, полагал он, то, что художник видит. Веласкес изучал, как люди выглядят доподлинно, чтобы в своих портретах он мог передать характер человека. Веласкес всегда держит дистанцию, и это позволяет ему показывать индивидуальность того человека, чей портрет он пишет.
Наверное, «Менины» - это наиболее известная и узнаваемая картина художника, которую знают практически все. Это крупное полотно – одно из лучших произведений художника. Оно отличается виртуозным мастерством исполнения и интересным сюжетом, а также некоторыми необычными приемами, которые выделяют ее среди множества подобных портретов представителей правящих классов.
Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью. Во-первых это очень крупное полотно, а во-вторых для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя его размеры, лишая двухмерности.
Все изображение немного смещено в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Слегка отстраняясь назад, перед полотном стоит художник – это сам Веласкес. Он пишет картину, но не ту которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру, и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета – король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное, на тот момент дитя – инфанту Маргариту.
Хотя картина называется «Менины», то есть фрейлины при испанском королевском дворе, центром изображения является маленькая принцесса, надежда всего рода испанских Габсбургов на то время. Пятилетняя Маргарита не по возрасту спокойна, самоуверенна и даже надменна. Она без малейшего волнения и изменения выражения лица взирает на окружающих, а ее крохотное детское тельце буквально заковано в жесткий панцирь пышного придворного туалета. Ее не смущают знатные дамы – ее менины – присевшие перед ней в глубоком поклоне согласно суровому этикету, принятому при испанском дворе. Ее даже не интересует дворцовая карлица и шут, положивший ногу на большую собаку. Эта маленькая девочка держится со всем возможным величием, олицетворяя собой многовековую испанскую монархию.
Картина написана в приятных серебристых тонах без кричащих красок. Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. Не забыл художник и себя. Перед нами предстает импозантный мужчина средних лет с пышными вьющимися локонами в черной шелковой одежде и с крестом Сант - Яго на груди. Из-за этого символа отличия, который мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла небольшая легенда. Так как крест художник получил только через три года после написания полотна, считается, что его дорисовал сам король Испании.
При близком рассмотрении полотна удивляешься количеству использованных в работе художественных приемов. Для написания лиц использовались тончайшие лессировки, при которых краски накладывались тончайшими полупрозрачными слоями. Детали одежды же, наоборот, выписаны мелкими изящными мазками. Они удивительно точно передают фактуру кружев и бархата, тончайшее шитье и сложную текстуру платья инфанты. Окружение же словно выполнено акварелью или пастелью, растворяясь в легчайшей расплывчатой атмосфере.
Одна из самых известных картин мастера находится в музее Прадо, где она до сих пор
привлекает пристальные взгляды множества посетителей. |