Анималистика, как жанр изобразительного искусства.
Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» - «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно – прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами. Анималисты в своих работах сочетают естественнонаучные и художественные начала. Животные должны быть изображены крупным планом, достоверно и с определенной характерностью и в тоже время художник может добавить образу художественную выразительность. Художник – анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.
Издавна животные были очень тесно связаны с людьми. Свое отношение к ним люди стали выражать с помощью искусства. Первобытные художники начали выскабливать и рисовать на стенах пещер именно изображения животных: оленей, зубров, мамонтов, лошадей, кабанов, выполненные охрой, углем и гематитом. Расцвет первобытного искусства пришелся на эпоху позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад). Древние люди изображали тех животных, на которых они охотились, и тех, которых боялись. Люди рисовали эти картины, стремясь систематизировать жизнь и окружающую среду, передать опыт и знания своим потомкам и отдать дань уважения природе. Нередко животные были прорисованы намного более детально, чем человек. В I тысячелетии до н. э фигурки птиц и зверей (лось, олень, лошадь, грифон) из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен так называемый «звериный стиль».
.
Скифский золотой олень из станицы Костромской
В более позднем искусстве древнего Египта, Индии и Месопотамии животные изображались в форме божеств и достигают непревзойденной монументальности и величия.. Некоторые животные считались в этих странах священными: например, корова, слон, змея, кошка, сокол, баран. Изображения обожествлённых животных появились на древних гробницах, драгоценностях и предметах культа.
Средние века добавили изображениям животным аллегоричности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки, они окружали человека в быту, на прогулке, охоте.
В эпоху Возрождения художники рисовали животных с натуры, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Замечательные по силе и точности рисунки, акварели и литографии животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер («Лев», «Кролик», «Аист», «Носорог»). Животные стали детально прорисовываться, художники старались нарисовать их максимально правдоподобно, подчеркивая их красоту: шелковистый мех или яркий окрас.
Альбрехт Дюрер "Заяц"
Выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снайдерс. Он прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.
Сформировался анималистический жанр как отдельный в конце 17 века в Голландии. Художники А. Кейп и Паулюс Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов.
П. Поттер "Отдыхающее стадо"
Наряду с живописью и графикой, изображения животных широко распространены в скульптуре. Яркими примерами тому служат «Капитолийская волчица», «Брауншвейгский лев», «Медный всадник» и «Берлинский медведь» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.
Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется французский художник Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Он был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует чрезвычайной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своими повадками, пластикой и манерой движения, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось как можно более натуральным.
В России анималистический жанр получил развитие в 18 веке. Первым анималистом был И. Ф. Гроот. В 19 веке Н. Е. Сверчков, Е. А. Лансере достигают большой выразительности рисуя лошадей. Этой теме посвящено творчество скульптора – анималиста П. К. Клодта. Он автор знаменитых петербургских памятников, которые стали своего рода эталоном в изображении лошадей.
К. Клодт "Укрощение коня"
На рубеже 19 – 20 веков изображение животных начинает основываться и на потребности художника сопереживать, выражать свое отношение к животным. В. А. Серов, Л. В. Туржанский проложили путь к образно – психологической и эмоционально – лирической трактовке образа животных. Ярким примером являются виртуозные графические иллюстрации Серова к басням И. А. Крылова, выражающих с сатирой общность поведенческих черт зверей и человека.
Творчество советских анималистов в живописи, станковой и парковой скульптуре, а также в книжной графике отличает глубокое постижение мира природы. Выдающийся анималист - скульптор и график В. А. Ватагин с научной наблюдательностью передает привлекательную живость своих пернатых и четвероногих героев. Он работал в дереве, камне, бронзе, керамике, кости. Своим творчеством утверждал равноправие анималистики с другими жанрами изобразительного искусства Евгений Чарушин великолепный иллюстратор детских книг о животных.
Е. Чарушин. Иллюстрация
Анималистический жанр широко присутствует в книжной иллюстрации, особенно в области детской книги. В работах В.В. Лебедева, Н. А. Тырсы, В. М. Ермолаевой животный мир становится узнаваемым и близким, благодаря любви художников к предмету изображения. В сказочных иллюстрациях Ю. А. Васнецова и других мастеров отразились традиции народного декоративного искусства.
Анималистика широко представлена в современном искусстве. Изображения животных наполняются метафорическим смыслом, становятся выразителями размышлений художников о жизни, судьбе человечества. Художники – анималисты призывают своими произведениями сохранить в многогранности мир природы. |