Среда
23.10.2024
06:19
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Архитектура Древней Греции. Ансамбль Афинского акрополя.

Архитектура Древней Греции. Ансамбль Афинского акрополя.

    Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Произведения греческого искусства, особенно архитектура, стали образцом для последующего развития. Архитектура была связана с религиозным культом и мифологией.
       В искусстве Древней Греции прошли следующие периоды развития: Гомеровская Греция (11- 8 вв. до н. э.); Архаика, период образования рабовладельческих городов- государств (7- 6 вв. до н. э.); Классика, период расцвета греческих городов- государств (5 и 4 вв. до н. э.). В этом периоде принято выделять раннюю классику (490 - 450-е гг. до н. э.), высокую классику (450 - 410-е гг. до н.э.), позднюю классику (конец 5 - 4 вв. до н. э.). С конца 4 в. до н. э. – так называемый эллинистический период, продолжавшийся до 1 в. до н. э.
      В период архаики в искусстве Древней Греции происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Главным зданием стал храм, посвященный богам. Он также был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний, празднеств. Храм воплощал идею единства, величия города - государства, незыблемость его общественного уклада.
      Простейшим и древнейшим типом каменного (из известняка или мрамора) архаического храма был «храм в антах». Он состоял из небольшого помещения-наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен были помещены две колонны. Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) – храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественной строгой простотой и гармонической законченностью.
       В результате сложилась архитектурная система, которая позднее у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. В более узком смысле ордер – порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия), система, при которой различаются несущие и несомые части – колонны и антамблемент. В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом.
       Дорический воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Дорический храм имел массивное каменное основание – стереобат, который обычно состоял из трех ступеней, его верхняя поверхность называется стилобатом и служит как бы постаментом для храма. В плане храм – это прямоугольник, включающий небольшой пронаос ( преддверие храма) и наос (святилище). Иногда позади наоса располагалось маленькое помещение – опистодом с выходом в сторону заднего фасада. Со всех сторон была колоннада. Колонна в дорическом ордере не имеет базы, ее пропорции приземисты и мощны. На высоте одной трети колонна имеет утолщение – энтазис. Она состоит из сужающего кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами) и сверху капители. Капитель состоит из эхина – круглой каменной подушки и абаки – невысокой плиты, принимающей давление антаблемента. Антаблемент состоит из архитрава (балки, которая лежит на колоннах и несет всю тяжесть перекрытия), фриза и карниза. Архитрав дорического ордера – гладкий, фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы – прямоугольные плиты, заполняющие промежутки между триглифами. Антаблемент завершается карнизом. Треугольники под двускатной крышей на переднем и заднем фасадах – фронтоны, а также метопы, коньки и углы крыш украшались скульптурой. В дорическом ордере иногда колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами). Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей.
       Ионический ордер более легок, строен и наряден. Колонна выше и тоньше по своим пропорциям. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка – волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован. В ионическом ордере иногда колонны заменялись или дополнялись женскими фигурами (кариатидами).
      Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер – коринфский, близкий к ионическому и отличающийся от него еще большей стройностью, вытянутостью легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента – листьев аканфа.
    В период высокой классики (расцвета всех видов искусства Греции) при правлении Перикла создается самый замечательный ансамбль эпохи – Афинский акрополь. Его перестройкой руководил выдающийся скульптор Фидий, также принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесигл и др. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афин и в тоже время выражал идею общеэллинского единства. Весь строй ансамбля пронизан благородной красотой, спокойно – торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии отдельных сооружений в пределах всего комплекса.
     Смысл планировки Акрополя можно понять, представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Шествие поднималось на Акрополь с запада и входило в Пропилеи (437-432гг. до н. э.). Пропилеи (торжественные ворота) в виде мощной колоннады (около10 м. высотой) являлись фактически общественным зданием, имели левое (пинакотека) и правое крыло (библиотека). К правому крылу прилегает храм Ники Аптерос (449-420 гг. до н.э.). Это небольшой (около 4 м. в длину и ширину) храм с ионическими колоннами отличается особым изяществом. На площади в центре акрополя высилась бронзовая статуя Афины Промахос ( «Воительницы») 9 м. высотой, созданная Фидием.
      Главный храм акрополя – Парфенон (447-438 гг. до н. э.). Это дорический периптер с 8 колоннами на коротких и 17 на длинных сторонах. Но он органически включает и элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание из мрамора. Раскраска подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп. Ясность форм, совершенство пропорций, точно найденные масштабы здания к окружающей среде определили впечатление возвышенной красоты, героики, монументальности и значительности Парфенона.
     Завершающее ансамбль здание Эрехтейона (421-406 гг. до н. э.) строилось позже во время Пелопонесской войны. Храм посвящен 2 главным божествам города Афин – Афине и Посейдону. Это ассиметричное здание, состоящие из 4 частей: целлы Афины, целлы Посейдона и 2 портиков – большого северного и малого, южного с кариатидами. Размеры его 23,5x 11,6 метров. Легкостью форм и усложненностью композиции он контрастирует с Парфеноном. Храм построен в ионическом стиле, в котором роль опор играют изображения девушек - кор (кариатиды). Планировка учитывает неровность рельефа почвы. Расчлененностью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути искусству поздней классики.
      Архитектура Древней Греции оказала влияние на развитие всей мировой архитектуры.
Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (20.04.2019)
Просмотров: 612
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта