Среда
23.10.2024
08:25
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись.

    Иконопись - вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Иконопись называют: «Библия в красках», - это священные изображения, для индивидуальной молитвы (келейные иконы) и христианского богослужения (храмовые иконы и фрески).

    Будучи живописным произведением, икона, отличается от светской картины не только назначением, но и манерой исполнения. Изображение на иконе более условно, образно и символично, передаёт внутреннюю суть явления, а не внешнее сходство.

   Икона выполняется в технике левкас темперными красками, основой служит деревянная доска, покрытая тонкой тканью (поволокой) и специальным грунтом (смесь алебастра или мела с рыбьим клеем). Сверху изображение покрывается олифой (смолой), которая хорошо защищает красочный слой, но со временем темнеет. По этому, древнерусскую живопись по достоинству ценители искусства смогли оценить только в 19 веке, когда появились химические средства, с помощью которых она была «раскрыта».

   Мир узнал, что чёрная древняя икона на самом деле гармоничная, многоцветная, полная света. Это открытие можно сравнить по значимости с находкой Помпеи (античный город, погребённый под слоем вулканического пепла).

   Древняя русская икона связана с византийским искусством. С принятием христианства в конце X века образцы византийской иконописи привозили на Русь первые священники, первые церкви расписывали иконописцы – греки по византийским канонам. Русские иконописцы приняли иконописную традицию и постепенно привносили что-то своё. Веками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Постепенно начали складываться иконописные школы со своими индивидуальными чертами.

  Иконы Ростово-суздальской школы отличаются яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета.

 

                                                                            

"Спас Нерукотворный" Первая половина XIV в. ростово-суздальской школы.

  Московская школа представляла синтез местных тра­диций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы 14 — начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофа­на Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Ди­онисия, привлекающих изысканностью пропорций, деко­ративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.

 

                                                                                 

Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке. Московская школа

  Новгородская школа наиболее древняя, она сохранила влия­ния византийского искусства, что говорит о широких художест­венных связях Новгорода. Среди дошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мирового значения. Таков, например, «Ангел златые власы», написанная, вероятно, в конце 12 века.

 

                                                                                   

"Ангел златые власы"  XII в. Новгородская школа

  Ярославская иконописная школа достигла расцвета в начале 16 в. в период быстрого роста населения города, становления купечества. До нас дошли произведения ярославских мас­теров начала 13 - 14 в. В творчестве ярославских мастеров бережно хранились тра­диции высокого искусства Древней Руси до самой середи­ны 18 века. В своей основе их живопись оставалась верна то­му великому стилю, принципы которого сформировались в глубокой древности, развивались долгое время в миниа­тюрной живописи.

 

                                                                           

"Великая Панагия" (Ярославская Оранта) «Знамение Божьей матери» (Около 1114) Ярославская школа

 Нижегородская школа отличается свободой широкого письма, экспрессией, выразительностью жестов и движения. В иконах богатейшее разнообразие индивидуальных характеристик персонажей: выразительность форм лица, остроту взгляда.

 

                                                                         

"Огненное восхождение Пророка Ильи с житием» (14 век). Нижегородская школа

  Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая вырази­тельность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма. В 15 в. уси­лилась свойственная ей и ранее ориентация на художест­венные традиции стран Балканского полуострова. 

 

                                                                              

"Борис и Глеб". Икона тверского мастера. Начало XIV века. Музей русского искусства, Киев

   Псковская школа сложилась в период феодальной раз­дробленности и достигла расцвета в 14—15 вв. Ей свойст­венны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка.

 

                                                                             

"Встреча Иокима и Анны у золотых ворот" псковская школа  XII век

  В зависимости от основы иконописные изображения делятся на иконы, выполненные на доске и фрески или мозаики, выполненные на стенах и сводах храмов.

  Некоторые особенности древнерусских икон:

- на иконе вместе с изображением обязательно присутствует надпись, указывающая, на то, чей это образ (на пример, на иконе Христа по обеим сторонам от головы начертаны буквы IC, XC - сокращенное обозначение имени);

- пропорции фигур вытянуты, черты лица условны, но узнаваемы, не реалистичны, но образны, символичны;

- цвет в иконе имеет смысловое значение;

- в одном изображении могут присутствовать разные временные сюжеты (житийные иконы);

- изображение пейзажа в иконах условно и декоративно: «горки», «травки», «воды» - знаки, а не конкретные объекты. Город обозначают условные архитектурные объекты – «башни», если сверху на них изображается висящая драпировка, значит, действие на иконе происходит внутри здания;

- перспектива обратная (философская). Точка схода параллельных прямых в глазах зрителя, по мере их удаления вглубь изображения прямые расходятся. Зритель – точка, икона – бесконечность;

- все Святые изображаются с золотым нимбом вокруг головы – символом святости. На некоторых изображениях можно видеть контурное изображение нимба.

Иконы делятся на: образы Спасителя, Богородичные иконы, праздничные иконы, образы архангелов, апостолов и святых.

   Цветовая символика иконы.

  Золотой (жёлтый, охристый) цвет - символ вечного, потустороннего света, часто служит фоном. Красный (бордовый) цвет царский или мученический (цвет крови), цвет земной жизни. Белый – цвет чистоты и святости, на иконах и фресках ангелов, святых и праведников обычно изображали в белом. Голубой, синий – цвет духовности, цвет высшего мира. Зелёный – цвет Святого Духа, обновления, возрождения, молодости. Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

  Главный, центральный образ иконописи - образ Иисуса Христа, или Спасителя. Вокруг головы изображается нимб, расчерченный крестом в память о принесенной за людей крестной жертве. Одеяние: коричнево-красный хитон (греческое название нижней одежды,) - символ человеческой природы, крови, мученичества. На правом плече изображается клав – золотая нашивка, отличительная деталь одежды римского императора – символ верховной власти. Синий гиматий (плащ, накидка) – символ Божественности. Черты Спасителя: длинные волосы, раздвоенная борода.

  Виды изображения: «Спас Нерукотворный». Самым первым образом Христа был нерукотворный лик, «написанный» потом и кровью на платке. Образ лика Христа, запечатленный, согласно старинному преданию, на полотенце (убрусе).

    «Вседержитель». Образ Христа, правой рукой благословляющий верующих, и держащий в левой руке Евангелие. «Спас в силах» (Спас на престоле) - образ Христа в одеждах византийского императора или архиерея сидящий на престоле, окружённый силами небесными в виде ромбов и овала.

     Рядом с образами Спасителя в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, Спаситель. Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника - евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Владимирская», которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи.

 

                                                                             

«Богоматерь Владимирская»

Богородица изображается в синем одеянии и бордовом гиматии. Существуют несколько видов изображения:

«Одигитрия» («Путеводительница») - это поясной образ Богоматери с младенцем Христом, сидящим на её левой руке. Их головы повернуты к зрителю. Правая рука младенца благословляет молящегося, в левой Христос держит свёрнутый свиток (символ Евангелия).

«Елеуса» («Умиление») - поясной образ Богоматери, символизирующий материнскую любовь и единение с Христом. Голова Богоматери наклонена, Христос прижимается к её щеке.

«Оранта» («Молящаяся») - один из основных типов изображения, представляющий Богородицу с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

«Панагия» («Всесвятая»). С глубокой древности в изображениях Оранты стали располагать на её груди диск, в котором находится Младенец Иисус. Такой тип икон получил название «Панагия».

«Знамение». На Руси иконы типа «Панагия» стали изображать Богородицу по пояс. Как правило, такие иконы находятся в верхней части алтаря православного храма. Со временем этот тип получил название «Знамение».

«Державная». Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

«Заступница». Богородица изображается в полный рост, без Младенца, иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте – слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.

Праздничные иконы изображают события связанные с земной жизни Христа, соответствуют церковным праздникам:

Рождество Пресвятой Богородицы

Воздвижение Креста Господня

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Богоявление, или Крещение Господне

Сретение Господне

Благовещение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Успение Пресвятой Богородицы

Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение.

Вознесение Господне

День Святой Троицы.

Воскресение Иисуса Христа. Пасха.

Житийные иконы представляют собой изображение святого (в центре), по периметру в клеймах (окнах) изображали главные события его жизни.

Это основные сюжеты в иконописи, но перечень их довольно обширный и разнообразный. Все изображения, какими бы они не были Христоцентричны, то есть, связаны с воплощением Сына Божьего на земле.

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (01.04.2019)
Просмотров: 856
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта