Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Религия оставалась основной формой миросозерцания, и католическая церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство (она и была основным заказчиком готических сооружений). В связи с этим, архитектура занимала главное место в готическом искусстве. Самыми значительными сооружениями готики являлись соборы. Они возводились на средства и церкви и горожан и строились десятилетиями, иногда веками.
Готическое искусство в Западной Европе прошло следующие этапы развития: ранняя готика (с 1130 г.); высокая готика (13 в.) – расцвет; пламенеющая готика (14 – 15 вв.) – угасание.
Грандиозные готические соборы резко отличались от церквей романского стиля. Они вместительны, зрелищны, декорированы. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, проходили диспуты. Динамичная устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим «стремлением души к небу» и рациональностью – теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной и пожарной вышки.
Главное отличие готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово – реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер – нервюр (выложенных из камня), внутренние ( колонны, столбы) и внешние (контрофорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и поднять свод высоко. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, и храм наполнялся светом. Главный западный фасад имел три перспективно углубленных портала стрельчатой формы (входа). Круглое окно – роза под аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Все окна украшены витражами. Сложная система скульптурного декора превращала фасады собора в подобие кружева.
Классическое выражение готический стиль получил во Франции – родине готических соборов. Величайшее сооружение ранней готики – собор Парижской богоматери (1163 – начало 14 в.). В период зрелой готики построены Шартрский собор (1194 – 1260гг.), Реймский (1211 г. – 15 в.), Амьенский (1220 – 1402 гг.).
В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. Три мастера трудились над возведением собора. Первым был Робер де Люзарш, далее Тома де Кормон и его сын Рено. Центральный семипролетный неф собора отличается большой высотой (40 м.) и протяженностью (145 м.), по его сторонам возвышаются лёгкие арки. Часовня, находящаяся на продольной оси собора, освящена во имя Девы Марии. Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Собор получил большое свободное внутреннее пространство. Освещенный витражами в окнах, он был теплым и лучезарным. Непревзойдённой красоты перспектива по оси хоров обогащается сиянием пола, мощеного полированным камнем. Пол замостили заново в 1894-97 годах камнем. На полу четвертого и пятого пролётов нефа выложен лабиринт, олицетворяющий паломничество в Святую землю. Паломники на коленях проходили путь длиной 234 м.
Западный фасад именуют гармоничным, потому что он отражает внутреннее пространство собора.. В центре расположен портал Cпасителя, поднимающийся на ту же высоту, что и большие внутренние аркады. Треугольные фронтоны боковых порталов выделяются на фоне глубоких криволинейных ниш, прорезающих стены в люнетах боковых сводов. Над порталами устроена изящная галерея, соответствующая трифорию нефа. На неё опирается галерея королей, выпадающая из общей канвы собора. Если “роза” прорезает вершину главного нефа, то галерея королей составляет “четвёртый ярус” собора, который просто не существует. Если сравнивать главный фасад Амьенского собора с другими знаменитыми памятниками Средневековья, то выделяются узкие башни. Они не квадратные в плане, как у собора Парижской Богоматери, Реймского и Руанского соборов, а наполовину уже, считается что в начале строительства зодчим просто не хватало места.
Собор украшен сложной системой скульптурного убранства, созданного между 1230 и 1240 годами. Оно связано между собой двенадцатью статуями пророков, установленных на контрофорсах. Все вместе они создают превосходный по своей однородности ансамбль. Основания порталов, украшенные растительным орнаментом, дополнены двойным рядом квадрифолиев, покрытых резьбой на евангельские сюжеты.
В тимпане центрального портала царит Страшный Суд. В квадрифолиях Добродетели и Пороки противостоят друг другу, также как и разумные Девы помещаются против неразумных. На столпе, поддерживающем перемычку портала, помещена статуя Христа Спасителя именуемого “Beau Dieu” – “Красивым Богом”. Слева и справа его окружают Апостолы на откосах и великие Пророки на лицевых гранях контрфорсов. Изгибы и рёбра сводов несут впечатляющую процессию фигур государей и ангелов.
Южный портал посвящён Богородице. Cеверный портал посвящён святому Фирмину, крестителю Амьена. Его житие изображено в тимпане.
В 1981 году по совокупности архитектурных и художественных достоинств собор в Амьене включили во всемирное наследие ЮНЕСКО. |