Среда
23.10.2024
04:39
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Из истории поздравительной открытки

                                                        Из истории поздравительной открытки         

Слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо». В переводе на ряд европейских языков обозначает именно «почтовую карточку».

    Коллекционирование открыток называется «филокартия». Слово произошло от греческих «фило»- означает люблю, «картия»-карточка. Коллекционеров открыток называют филокартистами. В России имеется общественная организация любителей открыток. Она была создана в 2014 году и называется «Союз филокартистов России».

     Основные виды открыток, изданных полиграфическим способом: 

 Поздравительные открытки - занимают ведущее место по распространению и разнообразию тем. Предназначены  для поздравления с различными светскими или религиозными праздниками, торжествами (это новогодние, пасхальные, свадебные, юбилейные и т. д.).

  Видовые открытки – они, как правило, выпускаются сериями и делятся на две подгруппы: 1) изображение жанровых сценок (например, народные гуляния, спорт, профессии и т.д.).2) изображения городских пейзажей (изображения улиц, площадей, архитектурных сооружений). Часто такие открытки становятся ценными свидетельствами ушедших эпох, позволяя увидеть картины из жизни прошлого.

Репродукционные открытки - это репродукции картин, скульптур и других произведений изобразительного искусства.

Художественные открытки – выпускаются различными художественными объединениями, как правило, серийно, и дают широкой публике и профессиональному сообществу возможность ознакомиться с примерами творчества современных художников.

Рекламные открытки – выполняют функцию рекламного носителя, сообщая клиентам о деятельности предприятия, открывшим, например, новый офис, торговый центр, ресторан и т. д.

Историко-событийные открытки - они обычно запечатлевают значимые события, такие как визит высокопоставленного лица, открытие нового производства, общественные праздники. С другой стороны они могут быть посвящены трагическим событиям (катастрофам, авариям, последствиям природных катаклизмов).

Политические открытки - изображают исторических деятелей прошлого и настоящего. Могут иметь вид портрета (например, изображение революционных вождей) или репортажа с места действия (подписание важного договора, встреча с гражданами и т. д.). Также к этой категории относят карикатуры на политическую тематику.

Патриотические открытки – особенно широко были распространены во время Великой Отечественной войны. По содержанию они разделялись на категорию открыток, поднимающих боевой дух и патриотическое чувство, и  открытки, высмеивающие противника, изображая его в жалком или смешном виде.

Сатирические открытки (юмористические) - это открытки с весёлым или карикатурным изображением, со смешной надписью.

Фотооткрытки – это фотографии городских видов, пейзажей, животных, изображения различной техники (чаще автомобилей, кораблей, самолётов), портреты знаменитостей. Этот вид отличается огромным тематическим разнообразием и чаще всего издается серийно.

Деловые открытки получили распространение сравнительно недавно и сейчас продолжают набирать популярность. Они предназначаются для корпоративного общения, поздравлений сотрудникам, деловым партнёрам, клиентам, чиновникам. Такие открытки с одной стороны являются формальным выражением симпатии, а с другой напоминают о дарителе и  способствуют развитию деловых отношений.

История возникновения и развития открытки обширна и многообразна.

Обратим внимание на некоторые факты из истории развития вида поздравительной открытки.  Поздравительные открытки получили широкое распространение с последней трети 19 века.  Хотя известны факты гораздо более раннего появления открыток.  Например, Британский музей в Лондоне хранит поздравительную карточку еще 15 века, посвященную празднику св. Валентина.

В историю поздравительных открыток вошел случай с Генри Коулом, директором знаменитого музея Виктории и Альберта в Лондоне. В декабре 1840 года он попросил художника Джона Калькотта Хорсли нарисовать своё семейство, празднующее Рождество. Художник не только передал портретное сходство, но и изобразил сценки благих дел: вот Коулы делятся с бедняками едой, а вот - одеждой. Через три года в декабре 1843 года Коул отпечатал рисунок Калькотта в типографии тиражом в 1000 экземпляров с подписью: «Весёлого рождества и счастливого Нового года!»- и разослал по адресам своих друзей. Оставшуюся часть продал по шиллингу всем желающим, встреченным на улице. Эта поздравительная карточка официально считается первой рождественской открыткой.

         Постепенно поздравительные карточки появляются во всех странах. Открытки предназначались для всех слоёв общества и на все случаи жизни, а потому стали необычайно популярны. Кроме использования их по прямому назначению в качестве почтового отправления их стали и коллекционировать. Карточки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились нередко в течение жизни нескольких поколений. Исполнялись они обычно со всей возможной нарядностью. До 1860-х годов открытки изготовлялись как правило, вручную и являлись настоящими произведениями искусства. В их изготовлении использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне техники исполнения. В оформлении применялись птичьи перья, волосы, засушенные цветы, бисер, бархат, шёлк. Шёлк наносился либо вручную, либо машинным способом - он накладывался на изображения национальных флагов, платья героинь. Иногда шёлк заменялся раскрашенной бумагой. Техника теснения при изготовлении открыток, как в тот период, так и в настоящее время  применяется особенно часто. Широко была распространена также техника высечки – особая технология, выполняется при помощи оригинальных высекальных штампов, которые используются для пробивания различных отверстий в бумаге. Существовали даже мастера, которые специализировались только на изготовлении таких штампов. Сегодня их можно приобрести в специализированных магазинах.

 В России первые открытки стали печататься только к концу 1890-х годов. До этого они закупались за границей. А у нас на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику. Также были широко распространены открытки, сделанные в фотомастерских и раскрашенные вручную.

         Россия во многом обязана появлению поздравлений  частным фабрикантам и купцам. Сувенирно-рекламные карточки, прославляющие изготовителя, вкладывались в упаковочные коробки, стеклянные банки с продукцией. Особенно преуспевает в таком методе рекламы московское «Товарищество А. А. Абрикосова и сыновей». Эти карточки выполнялись чаще всего с применением теснения, сложных виньеточных узоров, высечки и шёлка.

         Самые распространённые сюжеты поздравительной открытки: рождественские, новогодние, пасхальные, «С днём Ангела». Большинство же открыток выпускалось с цветочным орнаментом и текстом на все времена «Поздравляю!».

         Среди множества видов разнообразных открытых писем особняком стоят портреты деятелей культуры и искусства. Для них использовались студийные фотографии. Идеальной моделью 1890-х годов считалась итальянская оперная певица Лина Кавальери. В Петербурге не было ни одного эстампного магазина, который не выставлял бы её фотографий. Уже упомянутое «Товарищество А. А. Абрикосова» вкладывало её изображения в коробки конфет. Сохранилось более 500 разновидностей её изображения на открытках. За два месяца гастролей Лины в Петербурге было продано 70000 тысяч её изображений.

      Но наибольшей популярностью пользовались рождественские и новогодние открытки. Рассмотрим их сюжеты более внимательно: это и Санта-Клаус, приносящий дары в рождественском чулке и гномы с кошелями денег (эти сюжеты встречались на закупленных для России немецких и австрийских открытках). Дед мороз с мешком подарков, семейные празднования Рождества, детишки под ёлкой, ангелы, ёлки и шишки. Встречаются часто символические изображения: подкова (символ счастья), лебеди (верность), колокольчики (защита от злых чар), свиньи и поросята (плодородие и богатство), мухоморы (бессмертие и здоровье; культ грибов существовал по всему миру), незабудки (обещания любви- не забывай меня), ласточка (любовь к родному дому и семье),клевер-четырёхлистник (оберег от злых чар),божья коровка (символ богородицы, знак солнца и удачи). Существует примета - села на тебя коровка - жди удачи.

         Одним из самых частых сюжетов была заснеженная дорога, по которой бредут усталые путники - как аллегория дороги жизни, по которой надо идти. Часто изображался и дом, в окошке которого горит свет. Также часто изображались шутливые деревенские сценки, барышни, русские церкви, зимние пейзажи. Изданы они были в большинстве случаев литографским способом, часто присыпанные блёстками.

         Война 1914 года прекратила европейский поток открыток, но появились военные сюжеты: воины перед боем, читающие вести из дома; изображения жён и детей, ждущих их дома. После октябрьской революции 1917 года государство несколько лет торговало старыми запасами открыток. С 1918 года предпринимались попытки к изданию открыток с поздравлениями «С первым годом Октябрьской годовщины», «Вторым годом….» и т. д. Но на рынке они не нашли спроса.

         Когда в 1935 году вернулось официальное празднование Нового года, в небольших фотомастерских стали изготавливать крошечными тиражами незамысловатые фото зимнего леса, улыбающихся детишек, лыжниц. Их раскрашивали вручную, как в дореволюционное время.

         В суровые годы Великой Отечественной войны открытка имела явную патриотичность. Под Новый год выпускались изображения красных  Дедов Морозов, например с таким текстом:

         Дед мороз под Новый год

         Грозный делает обход:

         Чтобы всей фашистской своре

         Навсегда исчезнуть вскоре!

         После войны новогодняя открытка расцвела многочисленными тиражами. Изображения в большинстве были в духе соцреализма – первым делом на открытках изображались символы власти: башни Кремля, Кремлёвский дворец съездов. К ним добавились сюжеты со счастливыми детишками, снеговиками, Дедом Морозом, зверушками (зайками, белками, мишками). С открыток исчезли семейные празднества, уютные домики, пропали магические символы. Например, на дореволюционных открытках почти не увидишь снежинок.  А если они и изображались, то только в виде ничего не символизирующих точек и комочков. Зато на советских новогодних открытках снежинки уже становятся звёздами. При этом популярность их неизменно растёт и к концу 1980-х годов они уже украшают 75% открыток.

         Советскому искусству нужны были понятные и однозначные символы советского времени. На открытках появились мальчики – образы Нового года на спутниках и ракетах, в вагонах поездов БАМа, в заводской проходной. По новогодним открыткам можно точно восстановить картину достижений СССР.

         В 70 -80-е годы на открытках появились герои детских мультиков.

       С развалом Советского союза, в начале 1990-х стали появляться на новогодних открытках символы годов восточного гороскопа, знаки зодиака.  Появились магические символы: подковы и колокольчики.

         С 2000-х годов широко печатаются качественные новогодние и рождественские открытки, в том числе массово стали издаваться репринты дореволюционных открыток различной тематики.

         Сейчас открытки по праву занимают значимые позиции среди других видов полиграфии. Они не только составляют часть нашей культуры и быта, но и сами являются их невольным отражением.  Иногда старинные открытки могут больше рассказать о своём времени, чем исторические хроники и документы. Качественно и красиво сделанная открытка – прекрасный способ для выражения тёплых чувств к родным и близким людям.

 

    

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (13.03.2022)
Просмотров: 511
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта