«Явление Христа народу» Александр Иванов 1837—1857г.
Иванов писал картину в Италии в течение 20 лет. Для этой картины художник исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи. Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника. Павел Третьяков приобрёл эскизы.
Иванов изображает описанный в Евангелии эпизод, когда пророк Иоанн Креститель на берегу реки Иордан произносит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Во время произнесения проповеди Иоанн Креститель видит идущего Христа и узнаёт в нём Спасителя мира, и указывает на него людям.
Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент встречи с Богом. Несмотря на обилие деталей и многофигурность, композиция картины уравновешенная и цельная.
1. В центре композиции — одетый в верблюжью шкуру и грубый плащ Иоанн Предтеча, указующий в сторону Христа, он своего рода ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он не находился и затем устремляется за вытянутой рукой в сторону Спасителя.
2. Слева за Иоанном — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Петр и Варфоломей (Сомневающийся) в бирюзовых одеждах. За головами апостолов в кроне дерева изображены маленькие фигурки людей в движении, они полны веры и жажды приблизиться к Христу. Возможно, так художник изобразил умерших людей пребывающих в аду, которые так же ожидали Спасителя.
3. Старик, выходящий слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. Любопытно, что на картине набедренная повязка этого старика серо-белого цвета, а в воде отражается красная. Почему — неясно.
4. Юноша, взбирающийся на берег, — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.
5. Группа сидящих странников не видит Иисуса из-за большого камня, они в напряжении поворачивают головы по направлению движения рук Иоанна Крестителя. Судя по головным уборам, перед нами не израильтяне, а путешественники. Крайний слева в дорожной шляпе — это автопортрет Иванова.
6. Спиной к зрителям на переднем плане знатный господин, лицом к нам его раб с верёвкой на шее, разбирая сверток одежд своего хозяина, он с радостью слушает проповедь Иоанна Крестителя, которая даёт надежду на освобождение. Лицо раба зеленоватого цвета: невольников специально мазали плохо смываемой краской, чтобы помешать их побегу.
7. Немощный знатный (судя по голубой тоге) иудей, тронутый проповедью Иоанна, пораженный последними его словами «Вот Агнец Божий!», спешит при помощи товарища встать и взглянуть на Мессию. Но его помощник и сам с любопытством разворачивается назад, в сторону Иисуса, тем самым тормозя движение престарелого патрона, на лице которого прочитывается досада.
8. Обнажённый молодой человек так энергично обернулся под действием слов Иоанна в сторону Христа, как будто только и ждал этого. Судя по цвету кожи, он эллин, а не иудей. Вероятно, он принадлежит к мистической религиозной секте, ожидающей прибытия божьего посланника. Такие секты в то время были популярны среди малоазийских греков.
9. «Дрожащие» - две фигуры (отец и сын), они, как видно, едва вышли из воды и готовились одеваться, но в эту самую минуту проповедь Иоанна коснулась их слуха, и они, боясь проронить хоть одно слово, остановились, с радостью они принимают сказанное пророком.
10. Справа спускаются книжники и фарисеи с письменами Закона на своих белых одеждах. Они отворачиваются от Христа, не принимают слова пророка. Среди них откровенно враждебные лица.
11. На заднем плане Иванов изобразил путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь. Они просто оборачиваются, следуя за общим движением тех, кому были слышны слова Иоанна Предтечи. Крайнего слева персонажа в коричневом хитоне художник писал с Николая Гоголя. Он тесно общался с Ивановым в Италии.
12. Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Внешность некоторых героев, в том числе Спасителя, основана на статуях античных богов.
Художник использует метод обособления для того, что бы поставить акцент на главном персонаже картины. Пространство вокруг Спасителя подчёркивает его значимость и божественную сущность.
Иванов открыл для русского искусства эпоху пленэра. В его этюдах к большой картине деревья, камни, земля, вода обнаруживаются в своей вещественной первозданной сущности, словно сама природа открывается в первые дни творения и все в ней преображено светом, тенью, воздухом! Пейзаж картины — окрестности итальянского города Субиако, которые Иванов выдал за Палестину. К сожалению, в отличие от этюдов, в самой картине вся тончайшая световая игра, вся открытая художником пластика во многом засушены, все подчинено фигурной композиции, которая решалась в академическом строе. Ещё одна новация Иванова – это глубокая психологическая трактовка образов.
|