Среда
23.10.2024
06:28
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Описание картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»

      В. И. Суриков (1848 – 1916) – выдающийся мастер исторической живописи, входил в товарищество передвижников. Картина «Боярыня Морозова» - вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства.

                                                      
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Боярыня Прасковья Морозова,  одна из тех, кто выступал против царя Алексея Михайловича из за проведенной им религиозной реформы, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
       События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 г. Тогда  Морозову повезли в заточение. Для народа ее « проводы» стали настоящем событием. Когда подвода подошла к Чудовому монастырю закованная в кандалы женщина подняла верх руку и осенила людей крестным знамением, став выкрикивать молитвы. На полотне изображена заснеженная московская улица, по которой через всю толпу везут на санях Морозову. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим внушает страх, усиливая ощущения драматизма момента. Связи со старой верой не порваны, а только рвутся. Это отзывается болью, испугом, злорадством, тяжкой думой – целой гаммой противоречивых чувств в сердцах людей.  Художник изобразил и любопытных зевак, и сочувствующих ей людей, и нищенок, и юродивых, и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Зритель невольно  для себя так же оказывается очевидцем этих событий.
       Переломные этапы истории порождают раскол в обществе, в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты национального характера – мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний, сочувствие чужому горю.
        Композиция полотна разбита художником на группы по цветовому решению: правая часть картины занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. Композиция основывается на диагональном построении – от юродивого через сани с боярыней и до края крыши  в левом углу. Художник использует такой прием для передачи эмоций своих персонажей. Зрителя не оставляет равнодушным протянутая рука нищенки, насмешка юродивого или почти серое лицо монахини. Такая диагональная композиция предоставляет и возможность ощутить движение саней, везущих боярыню. Сам Суриков говорил, что он два раза менял размер картины, чтобы сани были не статичны, а отражали живую динамику.
        На эту картину художника вдохновил образ черного ворона, бьющегося об снег. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины – старообрядки. Поиски лица велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной  бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В конце концов он уговорил свою тетю позировать для картины. Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом.
        Суриков  использовал гигантский холст почти 3x6 метров. В 1887 году картина была представлена на передвижной выставке и сразу была куплена П. Третьяковым для своей галереи.

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (20.04.2019)
Просмотров: 586
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта