Среда
23.10.2024
08:37
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Памятники архитектуры Оренбурга.

Памятники архитектуры Оренбурга.

 

      Архитектура Оренбурга уникальна. Построенный на границе Европы и Азии город совместил архитектурные черты двух культур. В Оренбурге можно встретить все архитектурные стили — классицизм, псевдоготику, купеческий стиль и замечательные образцы модерна.

      Планировочная структура исторического центра Оренбурга является памятником градостроительства XVIII века. Город-крепость был основан в 1743 году и строился по утверждённому (регулярному) плану. Сначала возводились крепостные сооружения: вал, ров, бастионы, куртины, крепостные ворота. Одновременно с устройством крепостных укреплений заранее «разбивались» на местности улицы, площади, участки церквей и крупных городских комплексов. Вследствие этого площади и улицы были самостоятельны и независимы от образующих их домов.

 

План крепости Оренбург.
 

      В ряду новых городов-крепостей ХVIII века Оренбург выделяется оригинальной планировкой, основу композиции его планировочной структуры составляет форма креста, где две главные улицы пересекались, образуя главную площадь.

      По замыслу основателей город Оренбург своим внешним обликом должен был «олицетворять мощь Русского государства». Оренбург строился по образу и подобию Петербурга и воплощал в себе лучшие черты русского градостроительства ХVIII века. Оренбург должен был стать «окном в Азию», военным форпостом России на юго-восточных рубежах государства. Ответственная стратегическая роль Оренбурга и внимание к нему высочайших особ государства во многом предопределили высокое качество его первоначальной планировки и застройки.

   Крупные размеры и внушительный внешний облик города-крепости Оренбург были необычными для русского градостроительства ХVIII века. Ни до, ни после Оренбурга таких больших городов-крепостей в России не строили, в этом состоит его главная особенность.

      Композиция нашего города восходит к знаменитым «идеальным городам» итальянского Возрождения. Планировка города-крепости Оренбург оказалась столь устойчивой и перспективной, что наш город не только избежал реконструкции, которой подверглись российские города в конце ХVIII – начале ХХ веков, но и сохранил в целом планировочную структуру в историческом центре до настоящего времени.

 

         Гауптвахта       

   

 

      На обрывистом берегу Урала стоит необычное строение, похожее на средневековую крепость: башня с курантами, готические зубцы, стрельчатые арки дверей и оконных проемов, стены из глазурованного кирпича, переливающегося на солнце разными оттенками. Насыщенный кирпичный цвет в сочетании с белым декором, различные по высоте объёмы придают зданию выразительность и уникальность.

   Автор проекта этого здания в стиле романтической неоготики был архитектор-самоучка, крепостной крестьянин Иван Скалочкин. Появлением этого здания в 1856 году оренбуржцы обязаны военному губернатору Василию Перовскому. Средства на строительство здания были собраны с горожан, предполагалось разместить в нём музей и архив. После окончания строительства здание служило гауптвахтой. Более ста лет тут отбывали наказание нарушители воинской дисциплины — курсанты оренбургских училищ, после освобождения они выцарапывали свою фамилию на глазурованных кирпичах. Как и полагается в крепости есть подземный ход, который ведет к реке, чтобы в случае нападения на город можно было погрузить на лодку казну и документы, но сейчас он замурован, так, как стал разрушаться.  В 1983 году здесь открылся музей истории Оренбурга. Механические часы-куранты каждый час играют мелодию «Расцвели оренбургские степи». Здание является памятником архитектуры федерального значения.   

   

       Караван-Сарай.

    Архитектурный ансамбль Караван-Сарая, безусловно, является одним из наиболее впечатляющих памятников архитектуры Старого Оренбурга. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. Караван-Сарай был построен для размещения органов управления Башкирским войском. Получился прекрасный архитектурный ансамбль дворцового характера в мусульманском стиле.  Историко-архитектурный комплекс состоит из основного корпуса, мечети и минарета. Сооружен в 1838-1844г. Высота мечети 10 метров. Внутренние стены ее зала представляют собой мраморные таблицы, на которых изображены лепными позолоченными арабскими буквами 7 текстов из Корана. Мечеть действующая.
     Традиционный для мусульманских церквей минарет представляет собой высокую трехъярусную башню. Нижний ярус представляет собой высокий и массивный куб шириной 3,5 метра и высотой чуть более пяти метров. Второй ярус представляет собой высокую колонну, оформленную каннелюрами (вертикальными желобками). В верхней части колонны идет сталактитовый карниз и очень красивая галерея с ажурными решетками. Над галереей возвышается цилиндрический третий ярус, над ним возвышается высокий конусообразный шатер и шпиль с полумесяцем. Общая высота минарета составляет почти 39 метров. Основной двухэтажный корпус с хозяйственными пристройками окружает мечеть и минарет.  В архитектурном комплексе композиционно переплелись несколько стилей и направлений: наряду с национальными башкирскими мотивами можно заметить формы мавританского, турецкого и арабского зодчества.   

      Композиция «Караван-сарая» воспроизводит схему устройства традиционных башкирских аулов. Если там центром площадки служило жилище старейшины, которое по незамкнутому овалу окружали юрты, то здесь акцент сделан на мечеть, «обведенную» по трем сторонам линией основного корпуса. Выразителен контраст между динамичной вертикалью минарета и статичной горизонталью здания. Восьмиугольник мечети формально повторяет очертания национальной юрты башкир. Стрельчатые окна храма украшены уникальными витражами.

      В 1994 году было подписано соглашение, где оренбургский комплекс переходит в собственность Республики Башкортостан на территории России.

 

      Беседка-ротонда

     Настоящим украшением центра Оренбурга является старинная беседка-ротонда в стиле русского классицизма. Она была возведена в 1837  году по проекту Я.И. Алфеева по случаю приезда в город государя императора. До конца девятнадцатого столетия беседка находилась в живописной Зауральной роще, лишь в 1890-х было принято решение о переносе её в Александровский сквер (ныне – сквер им. Ленина).

       Внешний облик Оренбургской ротонды полностью соответствует основным законам русского классицизма - под небольшим уплощённым куполом – 10 стройных белоснежных колонн с капителями дорического ордера, которые установлены на круглом приподнятом основании. Всё строение отличают изящные пропорции. Первоначально в центральной части ротонды находилась скульптура-фонтан, изображающая древнеримского бога любви – Амура (не сохранилась). Сейчас в центре очень органично расположена группа изображающая мать купающую детей, из кувшина в руках женской фигуры бьёт фонтан. Великолепная беседка-ротонда является одним из символов Оренбурга.

 

 

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (15.04.2019)
Просмотров: 2377
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта