Среда
23.10.2024
08:24
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Передви́жники

        Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви́жники) — объединение российских художников учреждено в 1870 году, просуществовало до 1923 г..

       Его создание имело свою предысторию. 9 ноября 1863 года 14 выпускников Академии художеств во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему « Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», а позже, в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок». В § 1 устава товарищества провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

         Первая выставка Товарищества была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. За полвека своего существования Товарищество провело 48 передвижных выставок

         Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Оно имело своих теоретиков и критиков в лице И. Н. Крамского и В. В. Стасова; поддерживалось материально меценатом П. М. Третьяковым, приобретавшим произведения передвижников. Представление о задачах искусства сформировалось у передвижников под влиянием эстетики Н. Г. Чернышевского и понималось как требование отразить в искусстве остросовременные и злободневные темы. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни – в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией. Однако свойственный искусству 1860-х гг. критический пафос, сосредоточенность на проявлениях социального зла уступает место более широкому освещению народной жизни, направленному и на положительные ее стороны. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» Максимова); не только страдание, но и стойкость, мужество и силу характера народа («Бурлаки на Волге» Репина); богатство и величие родной природы (произведения Саврасова, Левитана, Шишкина, Куинджи); героические страницы национальной истории (творчество Сурикова) и революционного освободительного движения («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» Репина). Позднее возрастает роль портрета и пейзажа; возникает социально- бытовой портрет(«Полесовщик» Крамского; «Кочегар» и «Курсистка» Ярошенко).

      Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 18701880-е годы. В разные годы в состав товарищества входил широкий ряд самых известных русских художников.

        Знаменитые художники передвижники.

     И. Н. Крамской (1837 - 1887) главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Он замечательный мастер портрета: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Некрасова, И. И. Шишкина, Портрет неизвестной, Софьи Николаевны Крамской и множество других. Создал полотно на евангельский сюжет («Христос в пустыне»), оно вызвало в обществе» долго не утихавшую полемику.

       В. Г. Перов (1834—1882). С едким сарказмом бичует безнравственность и ханжество духовенства («Сельский крестный ход на пасхе», « Чаепитие в Мытищах»); отражает трагизм и выражает протест против уродства современной жизни (« Старики-родители на могиле сына», «Тройка», « Последний кабак у заставы», «Утопленница». Создал прекрасные портреты современников - знаменитых писателей: Достоевского, Тургенева и Островского. Перов, как ни кто другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.

     А. К. Саврасов (1830—1897). Прекрасный художник - пейзажист, мастер лирического русского пейзажа: «Лесная дорога», « У ворот монастыря», « Весенний день». Знаменита его картина «Грачи прилетели». Художник раскрыл в своих картинах всю тонкую красоту русского пейзажа с необычайным лиризмом, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. Левитан говорил о художнике так: Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.

        И. Е. Репин (1844—1930). С его творчеством связаны высшие достижения реалистической живописи второй половины 19 века. Он выступает как портретист: портреты Л. Н. Толстого, А. И. Дельвига, М. П. Мусоргского, В. А. Репиной, П.М. Третьякова и др. В них художник достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря композиционной изобретательности и активности изобразительных средств. А также мастер бытовой («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), и исторической картины (« Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо султану»). Ряд картин посвящен жизни русского революционера - народника: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», « Не ждали».

Глубокое понимание и изображение народной жизни, высочайшее реалистическое мастерство, демократизм характеризуют творчество художника. Илья Репин оставил значительный след в истории русской живописи.

    Н. Н Ге (1831-1894). Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников. Создал цикл картин на евангельские сюжеты: «Что есть истина?», «Суд синедриона», « Распятие», «Голгофа». В них художник иносказательно выражал сложные морально- этические проблемы современности. Пользовалась большой популярностью его картина « Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Другие исторические полотна: «Екатерина II у гроба Елизаветы», «А.Пушкин в селе Михайловском». Ге был отличным портретистом: «Портрет А. И. Герцена», «Портрет неизвестной в голубой блузе», где передана сложность и напряженность внутреннего мира его героев.

    В. И. Суриков (1848—1916). Выдающийся мастер исторической живописи.

Художник очень хорошо знал русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях Суриков избрал трагические, переломные этапы русской истории («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»); осветил героические страницы ( «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин»), в которых отразил яркие психологические образы. Картины Сурикова отличаются большим живописным мастерством, богатством колорита и жизненной правдивостью.

     И. И. Левитан (1860—1900). Он продолжает линию лирического пейзажа, начатую его учителем Саврасовым: « Осенний день. Сокольники», « Хмурый день», « Вечерний звон», « После дождя». Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения», в нем может ощущаться тревога, умиротворенность, меланхолия, скорбь. Знамениты полотна «Золотая осень», «Март», передающие с большим мастерством сезоны природы, они написаны обобщено, цветовыми пятнами. Выделяется группа пейзажей, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России: «Владимирка», « Над вечным покоем».

Составитель Рыбакова В. В.

 

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (20.04.2019)
Просмотров: 688
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта