Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит 35 – 10 тыс. до н.э.), названной по пещере Ориньяк (Франция).
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Обнаруженные в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в пещере Альтамира макаронные рисунки (беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами), оттиски руки человека на стенах пещеры были примитивным творчеством. Вместе с такими изображениями были обнаружены рисунки, нарисованные красками, которые поражают мастерством исполнения. Это многочисленные фигуры бизонов и быков красновато - коричневого оттенка выполненные органическими красителями. Древние художники спользовали естественный рельеф камня, рисовали на выпуклости стены, что добавляло объёма фигурам. Фигуры переданы в статике и в движении, очень живо и натуралистично.
Пещеру Ласко во Франции (Поздний Палеолит) называют первобытной Сикстинской капеллой. Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры содержат контурные и силуэтные рисунки сцен охоты с изображением людей. Рисунки имеют сложный сюжет, например; убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой, рядом на палочке изображена птица, возможно, его душа.
Капова пещера на Юж. м Урале, на р. Белая. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км.. Количество рисунков – около двух сотен, но относительно хорошо сохранилось лишь около трех десятков. Размер рисунков на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углем. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами. Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.
Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленей.
Очень интересны статуэтки женщин с грузными фигурами от 4 до 17 см высотой, выполненные из камня или бивней мамонта, с обобщённой моделировкой и отсутствием деталей. Это культовые предметы: амулеты, тотемы, - отражающие идею материнства и плодородия. Подобные «палеолитические Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные статуэтки - изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Наряду с мелкой пластикой, людям верхнего палеолита были известны приёмы гравировки, например, на древней стоянке Костёнки под Воронежем было обнаружено изображение зверя (скорее всего дикой лошади), выгравированное на песчаной плитке и навершие костяного жезла с нарезками «в ёлочку».
В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных выгравированных рисунков.
Более поздние этапы первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. В каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, огнеупорная глина. В эпоху неолита появились многие виды декоративно-прикладного искусства керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремёсла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья.
Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, использовалось тиснение глиняной поверхности самым различным приемами, используя морские раковины скребки или колющие предметы.
Монументальные сооружения Мегалиты. Название произошло от греческих слов «мегас» - большой и «литос» - камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира.
Простейший вид мегалитических сооружений - менгиры. Это одиночные, установленные вертикально массивные валуны или камни. От обычных, природных каменных глыб менгиры отличаются поверхностью со следами обработки и тем, что их вертикальный размер всегда больше горизонтального. Они могут быть как отдельно стоящими, так и входить в состав сложных мегалитических комплексов.
Дольмен (каменный стол) - представляют собой большую каменную плиту, горизонтально уложенную на каменные опоры, или каменный закрытый ящик с отверстием круглой (чаще всего), треугольной или квадратной формы.
Кро́млех (каменный круг) — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей, может включать в себя менгиры и дольмены.
Самым знаменитым комплексом считают Стоунхендж в Англии.
Древние строители построили сооружение из сорока каменных плит весом в десятки тонн каждая. На многих мегалитах имеются следы механической обработки: выемки и пазы, свидетельствующие о сверхточной подгонке плит, идеально круглые отверстия. Отдельные плиты дольменов соединены пазами с точностью до миллиметра. Над загадкой Стоунхенджа ученые бьются несколько десятилетий. |