Холст, масло. 457х651 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Жанр: историческая живопись. Стиль: классицизм и романтизм.
Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год. Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.
Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.
В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.
Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник на родину вернулся только в декабре 1835 года.11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.
Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил её в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.
Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.
В 1748 году начались археологические раскопки на месте трагедии. Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него. Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи.
В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.
Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма, он «разбросал» действующих лиц по группам, вписанным в академические «треугольники». Художник раздвинул пространство и действие вглубь полотна, но сохранил при этом деление композиции на три плана и ее замкнутость. Брюллов уже в первых эскизах «Последнего дня Помпеи» точно определил время и место действия картины. Место – улица Гробниц, время – своеобразный «промежуток действия»: раздается страшный удар грома, сопровождающий новый выброс и заставляющий на мгновение застать героев полотна.
В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас, здесь художник изобразил графиню Ю.П.Самойлову, постоянную модель художника в Италии. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.
Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане мать, прижимающая к себе своих дочерей и с ужасом глядящая в страшное небо. Члены этой группы изображены в тех позах, в которых были найдены скелеты погибших в лаве. Рядом с ними — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.
В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане — два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Это примеры беззаветного благородства, возвышающего человеческую натуру.
В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ гибели всего античного мира, его культуры, его эстетики и идеологии; это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.
В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет от пламени вулкана на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой от вспышки молнии на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.
Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.
|