Среда
23.10.2024
06:21
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Русский пейзаж XIX века

              Русский пейзаж как жанр сформировался в конце XVIII века. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет. Первопроходцами жанра пейзажа стали художники, обучавшиеся в Европе — Сильвестр Щедрин, Федор Матвеев, Федор Алексеев.
        В романтическом искусстве первой половины XIX столетия, роль пейзажа становится более заметной. Так называемые «русские итальянцы» — пенсионеры Российской Академии художеств — Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Александр Иванов подхватили общеевропейские художественные принципы изображения природы.

         Сильвестр Щедрин (1791-1830 г.г.) состоялся как художник в Италии, где провёл двенадцать лет своей недолгой жизни и создал большинство своих знаменитых пейзажей. Но при этом он остался русским живописцем. На большинстве написанных им картин запечатлены живописные улицы Рима, Неаполя, Сорренто, пронизанные горячим солнцем и увитые виноградом террасы на берегу моря, рыбачьи лодки, лениво покачивающиеся на волнах, базальтовые скалы, подступающие к стенам домов. Чаще всего и городские виды, и морские гавани на полотнах Щедрина залиты лучезарным солнечным светом или таинственно мерцающим лунным светом. Щедрин, получивший строгое академическое образование, постепенно раздвинул в своем творчестве границы классицизма. Он первым начал писать этюды маслом на пленэре, совершив настоящий переворот в техники создания пейзажа. Картины: «Новый Рим. Замок св. Ангела», «Вид на Сорренто», «Лунная ночь в Неаполе», «Веранда, обвитая виноградом», «Большая гавань на острове Капри».

      Александр Иванов (1806-1858 г.г.) двадцать лет писал одну картину «Явление Христа народу» и пейзажи его имели как бы прикладной характер, определяемый кропотливой многолетней работой над этим произведением. Каждое лето художник писал этюды на пленэре и в этой якобы «технической» работе рождались настоящие пейзажные шедевры.  Картины: «Явление Христа народу», «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». 
       Во второй половине XIX века в работах художников-передвижников изображение природы достигает высочайшего мастерства. Разнообразная и богатая пейзажная живопись стала отражением глубокой любви живописцев к родной земле. При этом одних увлекали лирические мотивы, других — эпические, третьих — искания обобщенного образа, красочность и декоративность пейзажа. В 60-х годах девятнадцатого века в России начался период формирования реалистической пейзажной живописи. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья. В это время отдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в то время самым передовым искусством.

     Алексей Саврасов (1830-1897 г.г.)  был первым русским пейзажистом-лириком, его картины открыли эпоху «пейзажа настроения», прославившего русскую живопись. Он четверть века учил молодых живописцев. Художник, создавший первые истинно национальные пейзажи в русской живописи, знал в своей жизни и взлёты и падения. Он работал в молодости по заказам великих князей, а дни свои кончил в московских «ночлежках».   Саврасов стоит у истоков национального пейзажа – он первым запечатлел на полотне красоту русских полей, звучащую негромкой музыкой и пронизанную неземным светом. А.К. Саврасова часто считают художником, написавшим только одну картину, однако это не так, он был необычайно работоспособен. Каждый находит в картине «Грачи прилетели» что-то близкое и родное. Бесхитростный сюжет картины Саврасова мягко и бережно передаёт чувство родины. Как целомудренно он признаётся ей в любви! Каким теплом согрет простой сельский пейзаж! Русские критики XIX века называли его «царём воздуха».  Картины: «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках», «Радуга», «Просёлок».

      Иван Шишкин (1832-1898 г.г.) создал эпопею русского леса, он стоял у истоков передвижничества. Шишкин исходил-избороздил леса чуть ли не всей средней полосы России, и везде с ним был этюдник. Он делал наброски пленивших его лесных опушек и перелесков, непроходимых дебрей и чащ. В изображении каждого дерева, куста, любой травинки художник необыкновенно точен. Он наблюдает живую природу со вниманием и интересом учёного. «Царь леса» называли его критики. Картины: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу». Фёдор Васильев (1850-1873 г.г.) – гениальный мальчик, лишь двадцать три года судьба отпустила ему, он отличался весёлым нравом и был любим друзьями, говорили, что в его натуре было что-то от гениальной лёгкости Моцарта, от «лёгкой стати» Пушкина. После смерти Фёдора Васильева его учителя и товарищи в один голос говорили о том, что он мог бы совершить переворот в русской живописи, если бы не ранняя гибель. Но и за свою трагически-короткую жизнь художник успел сделать много. О нём говорили,  художник «открыл живое небо». Картины: «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Оттепель», «Деревня».

       Архип Куинджи (1842-1910)  - выходец из самых низов общества, занимался в жизни многим: работал ретушёром в фотоателье и строителем, покупал и продавал дома, учил живописи молодых художников. И – писал картины, приводившие в восторг зрителей. Куинджи был прирождённым экспериментатором. Стремительно освоив технический и идеологический арсенал современной ему живописи, он принялся творить свой собственный путь. Картины: «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь», «Радуга», «Березовая роща».

      Василий Поленов (1844-1927 г.г.) один из создателей «пейзажа настроения» в русской живописи. Он шёл по стопам А. Саврасова, утверждая целую традицию, - в ней позже работало немало великолепных художников. Поленов прожил долгую жизнь, став свидетелем художественных событий, неузнаваемо изменивших «ландшафт» русского изобразительного искусства. В начале своего пути Поленов довольно интенсивно экспериментировал; в зрелых своих произведениях явился создателем нового жанра, но главная его заслуга заключается в том, что он научил художников по-новому обращаться с красками. Картины: «Московский дворик», «Христос и грешница», «Бабушкин сад».

       Исаак Левитан (1861 – 1900 г.г.) писал картины-раздумья. У него был чудесный дар выражать настроение и состояние души человека, находя созвучный им отклик в живой природе. Он умел запечатлеть бесконечную красоту окружающего мира, богатство красок, волшебно преображённых игрой света. Влюблённый, подобно своим учителям А.К. Саврасову и В.Д. Поленову, в русскую природу, Левитан в своих пейзажах воспел её скромную прелесть, неброскую красоту. Мастер пейзажа настроения, Левитан в передаче тончайших оттенков и переливов света близок к импрессионистам. Картины: «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Владимирка», «У омута». Важной ступенью в русском пейзаже второй половины XIX столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. Васильев и Куинджи каждый по-своему обращались к природе, как идеалу романтической живописи, в возможности излить свои чувства.
        В эволюции отечественного пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, через который прошли почти все серьезные живописцы конца XIX начала ХХ веков.

 

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (20.04.2019)
Просмотров: 658
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта