Среда
23.10.2024
08:36
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сюжетно-тематический жанр. Виды и особенности.

Сюжетно-тематический жанр. Виды и особенности.

 

         Сюжетно-тематическая картина по своему содержанию самый ёмкий жанр изобразительного искусства, способный к отражению наиболее значительных событий истории и современности, поэтому в развитии живописи этот жанр играет ведущую роль.

Главная особенность этого жанра – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции, могут включать в себя все существующие жанры: пейзаж, портрет, натюрморт.

        Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму – связанные с повседневностью сюжеты: люди, предметы, природа.

      В современном искусстве нет низких жанров, но сюжетная картина (где важно именно действие) по-прежнему, является самым сложным и ёмким произведением искусства. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины: историческая, библейская, мифологическая, батальная, бытовая картины.

      Исторический жанр – ему принадлежит особое место. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Паоло Уччелло в XV веке. Его картину «Битва при Сан-Романо» с полным правом можно отнести к историческим, несмотря на то, что первым художником, работавшим в этом жанре, официально считается Веласкес. Его самая известная историческая картина «Сдача Бреды» может быть отнесена и к батальному жанру. Яркие представители исторического жанра в России: Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. В. Верещагин. А после войны 1812 года данный жанр приобрел особую актуальность. Прославлению героизма самоотверженных освободителей русского народа посвящено немало произведений. Самые выдающиеся произведения исторического жанра в русской живописи:

И. Репин «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван»; 

В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком»,

«Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»;

В. Верещагин Туркестанская серия;

К. Брюллов «Последний день Помпеи»;

В. Васнецов «Крещение князя Владимира».

      Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами. Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени.

Батальная тема может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерико, В. Верещагин «Победители», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» «Нападают врасплох», М. Греков, Репин Илья «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

      Мифологический и сказочно-былинный жанр к нему относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда легенды стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения, например, картины Боттичелли «Рождение Венеры», «Весна», в основу которых были положены мифы и легенды Древней Греции. Эту тематику вместе с религиозной очень поощряла Академия художеств. Самый яркий русский художник, работающий в этом жанре – Семирадский. Вершиной его творчества в жанре античной тематики стало полотно «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине», еще при жизни автора признанное шедевром. Также особо выделялись картины «По примеру богов», «Танец среди мечей», «У храма (Идиллия)».

Русские мастера сказочно-былинного жанра: И. Билибин, М. Врубель, Б. Рогачев,

Н. Кочергин черпали сюжеты из русских народных сказок и былин, на пример картины

В. Васнецова «Богатыри», «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Иван - царевич на Сером Волке».

      Бытовой жанр - картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он начал запечатлевать свои суровые будни на стенах пещеры. По этому, этот жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с образом жизни людей, которые происходили тысячи лет назад.

      Официально жанр формируется в европейском искусстве нового времени. В истории искусства родиной жанра считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров, часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми. Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. А. Г. Веницианов открыл крестьянские типы и быт простых людей. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, В. В. Пукирев. Важным этапом в развитии этого жанра стало известное полотно И. Репина «Бурлаки на Волге», вскрывшее такое возмутительное явление, как бурлачество. В рядах угнетенного народа, изображенного на картинах бытового жанра, постепенно появляются сильные личности, борцы за свободу и справедливость, символизирующие подъем в сознании передовой части общества. Художники пытались заявить, что у народа еще есть и силы, и желание изменить жизнь к лучшему.

     Пастораль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) - разновидность бытового жанра, это изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, был очень популярен в 17 веке. Известные художники работавшие в этом жанре: Антуан Ватто, Клод Лоррен, Николя Пуссен, Франсуа Буше.

     Библейский или религиозный жанр. Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Библии. Многие выдающиеся живописцы отдавали дань этому жанру. На религиозные темы писали Рафаэль и Микеланджело, Леонардо да Винчи, Караваджо, Рембрандт, Иванов, Крамской, Репин, Суриков, Сальвадор Дали, и многие другие.

    В России немало образцов работ на эту тему у Верещагина, Боровиковского, Васнецова, Айвазовского, Брюллова, Семирадского. Но именно в творчестве Н.Н. Ге красной линией проходит религиозная тема: «Тайная вечеря», «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя», «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Распятие», «Голгофа».

 Самая большая, многофигурная, объёмная и глубокая картина по библейскому сюжету «Явление Христа народу» А. Иванова.

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (06.03.2019)
Просмотров: 4523
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта