Среда
23.10.2024
06:29
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Скульптура Древней Греции. Высокая классика. Фидий

       Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место.  Произведения греческого искусства, особенно скульптура, стали образцом для последующего развития.  Скульптура была связана с религиозным культом и мифологией. Характерная черта греческой мифологии – очеловечивание ее образов. В изображении богов (Аполлон, Афина, Зевс и др.) греки воплощали свое представление о совершенном человеке, о господстве разума, гармонии, порядка. Греки придавали большое значение доблести человека, проявляющейся в его облике и поступках – физического совершенства и высокого нравственного начала; способствовали утверждению героики и образа идеальной гармоничной личности.

        В искусстве Древней Греции прошли следующие периоды развития: Гомеровская Греция (11- 8 вв. до н. э.); Архаика, период  образования рабовладельческих городов- государств (7- 6 вв. до н. э.); Классика, период расцвета греческих городов- государств (5 и 4 вв. до н. э.). В этом периоде принято выделять раннюю классику (490 - 450-е гг. до н. э.), высокую классику (450 - 410-е гг. до н.э.), позднюю классику (конец 5 - 4 вв. до н. э.). С конца 4 в. до н. э. – так называемый эллинистический период, продолжавшийся до 1 в. до  н. э.

        Скульптура развивалась от грубо обработанных идолов из дерева и камня (Гомеровская Греция), куросов – воинов и кор - девушек в период Архаики до совершенного, исполненного возвышенного реализма искусства греческой классики.

           Период Высокой классики  –  расцвет всех видов  искусства Греции. При правлении Перикла создается самый замечательный ансамбль эпохи – Афинский акрополь. Его перестройкой руководил выдающийся скульптор Фидий, родившийся в Афинах и создавший здесь свои главные произведения, считающиеся расцветом классики. Все античные авторы называют Фидия величайшим греческим скульптором. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, образы, прославлявшие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полигнот. Многие его прославленные творения  известны лишь по весьма приблизительным копиям римского времени. До нашего времени сохранились  статуи и рельефы храмов Афинского акрополя.

       На территории Акрополя находилась бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы), являвшей собой божественное покровительство Афинам. Ее высота составляла 9 метров. Богиня была изображена в шлеме с копьём и щитом. Оригинал ее утрачен. Ещё одной бронзовой статуей работы Фидия была Афина Лемния, изображавшая богиню задумчиво смотрящей на снятый шлем, который она держала в руке (сохранились римские копии).

          На восточном фронтоне храма Парфенона изображена сцена рождения Афины из головы Зевса, на западном  -  спор между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой, выигранный Афиной, создавшей маслину. Фигуры  образовали группы, размещенные в треугольниках фронтонов. Средняя ось фронтона оставалась свободной, по сторонам от неё в динамичных позах располагались фигуры богов, от них движение распространялось к краям фронтона. На восточном фронтоне выделяются три фигуры мойр (богини судьбы) и фигура лежащего Кефала. Их образы – совершеннейшие творения высокой классики. Благородство движений этих фигур подчеркнуто красотой складок, за которыми ощущается пластика тела. В них в совершенной цельности проявились монументальность и ясность, лишённые нарочитости, телесная красота, почти живое дыхание.

     Все 92 метопы храма были украшены мраморными горельефами. Они  были посвящены битве греков с амазонками, осадившими Афины, кентавромахии, взятию Трои. До нашего времени сохранились  южные метопы со сценами кентавромахии. Это 2-х фигурные композиции. Каждая из них обладает законченной композицией, изображающей различные моменты борьбы, в которой побеждает то кентавр, то человек.  Все вместе метопы создают общую картину битвы. Метопы выполнены в очень высоком рельефе – местами фигуры только несколькими точками касаются фона. Над метопами работали разные, обладавшие различными почерками мастера.

     Сквозь колонны Парфенона был виден расположенный на стенах его  фриз, изображавший праздничное  шествие, посвященное Афине (больших Панафиней). Таким образом изображения граждан Афин сливались в единое целое с миром богов и героев.  Для фриза Парфенона характерно пульсирующее, то ускоряющееся, то замедляющееся движение, начинающееся и заканчивающееся покоем. На протяжении 160 метров фриза мастера передали все богатство и многообразие, величие и красоту народного шествия. Здесь и юноши всадники, и прекрасные девушки в длинных одеждах, и группа участников процессии с жертвенными животными. С восточной стороны действие заканчивалось фигурами пирующих богов. Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам утверждать эстетическое равенство человека и богов. Изначально все фигуры были раскрашены и аксессуары выполнены из меди. Это способствовало тому, что рельеф четко выделялся на фоне мраморной стены. Фриз исполнен в низком рельефе, всего около 6 сантиметров.

      В Парфеноне синтез скульптуры и архитектуры достиг своего высшего развития в древнегреческом искусстве. Если в западном фронтоне ещё присутствует характерное для ранней классики движение вдоль плоскости стены, то в восточном - каждая фигура чувствует себя совершенно свободно. Зритель не замечает ограничивающих рамок архитектуры, создающей пространство для скульптур. 

Внутри Парфенона находилась огромная 12- метровая статуя Афины Парфенос (девы), сделанная Фидием из золота (около 2000 кг)  и слоновой кости в хрисоэлефантинной технике (основа статуи – деревянная, одежда и волосы покрыты тонкими листами золота, лицо, руки, ступни ног – пластинками слоновой кости). Сохранилось несколько уменьшенных мраморных  римских копий. Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит.  На богине был шлем с грифонами. В правой руке Афина держала фигуру Ники (богини победы), а в опущенной левой — щит, на котором была изображена битва греков с амазонками (среди сражающихся Фидий изобразил себя и Перикла). У ног ее расположилась змея – символ мудрости. Есть основания полагать, что Фидий использовал золото разных оттенков, что позволяло достичь более тонких художественных эффектов. Прекрасный облик богини покорял спокойной уверенностью, строгой мудростью. В той же хрисоэлефантинной технике Фидием была создана и огромная (14 метров)  статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии, включённая позднее в список семи чудес света. Она изображала бога, сидящего на троне с фигурой богини Ники в руке. Огромный пьедестал был богато украшен рельефами и живописью. Оригинал статуи утрачен.

     Скульптура Парфенона сделалась неисчерпаемой сокровищницей образов, композиционных приемов, художественных мотивов для многих поколений греческих мастеров пластики. А скульптура высокой классики Древней Греции оказала огромное влияние на развитие мировой культуры и искусства. 

 

 

 

Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (20.04.2019)
Просмотров: 732
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта