Среда
23.10.2024
08:30
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Жанры изобразительного искусства
 
      Термин жанр произошел от фран. genre – вид, род. Жанр – это исторически устойчивая форма образно – композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Впервые систематизировали жанры в Нидерландах в XVI веке, тогда выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К высокому относили исторический, батальный, аллегорический, религиозный и мифологический (что способствовало духовному обогащению человека). К низкому - бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт (изображения связанные с повседневностью). Жанры различаются прежде всего по предмету изображения. Каждый из жанров имеет свои внутренние подразделения – жанровые разновидности, которые иногда тоже называют жанрами. Нередко в одном произведении искусства сочетаются черты нескольких жанров. Жанры эволюционируют по мере развития искусства. Основные жанры: аллегорический, анималистический, батальный, бытовой, интерьер, исторический, мифологический, пейзаж, портрет, религиозный.
Аллегорический жанр.
    От (греч. allejoria – иносказание), жанр в котором в изображение закладывается скрытый и тайный смысл. В нем трудно изображаемые идеи (добро, власть, любовь) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма (Тициан «Любовь земная и небесная»), (Дюрер «Меланхолия»).
Анималистический жанр.
     От (лат. ahimal – животное), жанр, изображающий животных. Сформировался жанр как отдельный в конце 17 века в Голландии, где художники стали изображать домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Художников работающих в этом жанре, называют анималистами. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов (Ватагин - скульптуры и рисунки животных). Художники – анималисты призывают своими произведениями сохранить в многогранности мир природы.
Батальный жанр.
    От (франц. batalle – битва), жанр, в котором изображаются темы войны и военной жизни: сражения, военные походы и т. д. Он широко представлен с XVI века в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Художников работающих в этом жанре, называют баталистами. Они стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий и тогда произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (Верещагин «Атака», Рубо «Оборона Севастополя»).
Бытовой жанр.
      Жанр, в котором отражается повседневная жизнь человека. Бытовой жанр позволяет познакомиться с событиями, которые происходили давно в обычной жизни человека. Сформировался жанр как отдельный в 17 веке в Голландии, где художники стали изображать жизнь всех слоев общества (Иорданс «Праздник бобового короля», Остаде «В деревенском кабачке»). Широко представлен жанр в произведениях передвижников (Перов «Тройка», Репин «Бурлаки на Волге»).
Интерьер.
      От (франц. interieur – внутренний), жанр, в котором изображается внутреннее убранство помещений. Первые произведения жанра появились в античном искусстве (Помпейские фрески). Жанр развивается в эпоху Возрождения (Антонелло да Мессина «Св. Иероним в келье»), в 17 веке в Голландии он получает широкое распространение (Вермер «Девушка с письмом»).
Исторический жанр
     Он посвящен историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. Чтобы изобразить историческое событие, художнику необходимо осознать ее значение и место в истории. Первые произведения жанра появились в античном искусстве (рельефы колонны Трояна в Риме). Но полностью он сформировался в эпоху Возрождения. В последующих веках жанр получил широкое развитие (Брюллов «Последний день Помпеи», Суриков «Боярыня Морозова»).
Мифологический жанр.
      От (греч. mythos – предание), жанр, изображающий героев и события мифов и легенд древних народов. Античное искусство (Фидий скульптуры Зевса и Афины), эпоха Возрождения (Джорджоне «Спящая Венера»), Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).
Натюрморт.
      От (франц. nature morte, буквально – мертвая натура), жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей (предметы быта, цветы, плоды и т.д.), композиционно организованных в единую группу. Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символического содержания, решению декоративных задач или научно точной фиксации предметного мира. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца; порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии (Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств», Клас «Завтрак»).
Пейзаж.
      От (франц. Pays – страна, местность), жанр, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа (реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, морских видов и т. д.). Изображая явления и формы природного мира, художник выражает и свое отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.
       На протяжении развития жанра появлялись и изменялись виды пейзажа: каприччо- (от итал.- каприз, прихоть ) архитектурный пейзаж – фантазия (Ф. Гварди «Фантазия»), ведутта -городской пейзаж в виде панорамы с соблюдением масштаба и пропорций (Каналетто «Вид Венеции»), пастораль – пейзаж поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь (Ватто «Пастораль»), марина – морской пейзаж (И. К. Айвазовский «Девятый вал») и т. д..
Портрет.
      Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту". Это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на несколько видов:
Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение человека, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал (Рембрандт «Автопортрет»).
         Групповой - портрет, включающий не менее трех персонажей (Гойя « Портрет семьи короля Карла IV).
     Жанровый (сюжетный), или портрет - картина - портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и пр. (Левицкий «Портрет П. А. Демидова»).
          Интимный или камерный - портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемым (Рокотов «Портрет А. П. Струйской»).
       Парадный, (репрезентативный) - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим, с наградами или знаками различия. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне (Веласкес «Портрет папы Иннокентия X»).
Религиозный жанр.
     Жанр, изображающий различные эпизоды из Евангелия, Библии. Наиболее характерен для искусства средних веков, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. Самыми известными являются произведения эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»), (Рафаэль «Сикстинская мадонна»), (Микеланджело роспись Сикстинской капеллы). Жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и архитектуре (строительство храмов и церквей).
Категория: История изобразительного искусства | Добавил: ira_iv (18.04.2019)
Просмотров: 1017
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта