Среда
24.07.2024
18:56
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Урок по Композиции станковой в 3 классе. Тема: «Силуэтная графическая композиция»

Урок базируется на ранее изученном материале «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен», «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека», «Изображение фигуры человека и образ человека».

  Задача данного урока: познакомить учащихся с новой техникой её особенностями и изобразительными средствами; раскрыть связь иллюстрации с текстом, манеры художника с особенностями литературного произведения; познакомить учащихся с творчеством художников, работающих в технике «Силуэт». Данный урок продолжает углублять понятие о разнообразии языка изобразительного искусства.

  Это занятие помогает понять значение силуэта (пятна) в изобразительном искусстве в целом и в частности в иллюстративной графике, на примере силуэта наглядно и доступно можно объяснить приёмы организации картинной плоскости, дать понятие цельности изображения и способов её достижения. Детям возможно объяснить такое сложное понятие, как пластика и развитие (перетекание) пятна.

      На уроке использован индивидуально – коллективный метод выполнения практического задания, объяснительно – иллюстративный метод в объяснении теоретической части.

Оборудование: Слайды и репродукции с картин Шмаринова, Бакста, Билибина,  Рафаэля «Сикстинская мадонна», Г. Норбута «Автопортрет с семьёй», Е. Кругликовой «На выставке «Мира искусства», иллюстрации к роману «Евгений Онегин» Ю. Батраковой, иллюстрации художника Б. Кустодиева к повести А. С. Пушкина «Дубровский», иллюстрации М. Добужинского к повести Пушкина «Барышня-крестьянка» «Евгений Онегин» в иллюстрациях художника В. Гельмерсена, репродукции с картин К. Брюллова «Портрет Натальи Гончаровой», «Всадницы» и др. Материалы: чёрная бумага, ножницы, гелиевая ручка, клей, карандашь, ластик, белая бумага Ф.А-3.

Ход урока.

  Обратимся к самому знакомому для каждого школьника предмету – к книге. Что это по-вашему? Кроме источника знаний книга – произведение искусства, при каких условиях это так? Беседа о художнике книги, роли иллюстрации в восприятии слова, анализ иллюстраций Шмаринова, Бакста, Билибина

  Тема  урока – иллюстрация к литературному произведению, но не знакомый нам рисунок, а силуэтное, вырезанное из бумаги изображение. Это  своеобразное и интересное искусство, искусство силуэта.

   Силуэт- это характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобное их тени. Силуэтом так же называют вид графического искусства: плоскостное однотонное изображение предметов и фигур. Силуэт тёмный на светлом фоне или светлый на тёмном фоне образует сплошное, ограниченное контуром пятно.   Понятие силуэта очень важно во всех видах изобразительного искусства: в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно прикладном искусстве. Без выразительного силуэта не может быть создано ни одного достойного произведения в этих областях.

   Искусство изображения силуэтных фигур и сцен дошло до нас из глубокой древности. Ещё на заре развития человеческой культуры первобытный африканский охотник использовал такие изображения в наскальных рисунках. Например, в росписи пещеры Тассили Аджер в Сахаре древний художник лаконичным пятном передаёт характерные особенности животных и людей, динамику движения.

   А каких высот достиг силуэт в Древней Греции! Фигуры античных богов и героев в движении и смелых ракурсах украшали греческие вазы. Сначала это были чёрныё фигуры на красном фоне, позже – красные на чёрном.

  Удивительны силуэтные изображения китайских художников, выполненные чёрной тушью и знаменитый театр теней в котором действуют силуэты персонажей.

  Официально искусство силуэта появилось во Франции в XVIII веке. Оно произошло от имени государственного министра служившего при дворе Людовика XV Этьена де Силуэтта.

  Мы попробуем с вами выполнить композицию на тему: «Бал XIX века по произведениям А. С. Пушкина». Для этого необходимо найти описание этих сцен. А так же вспомнить, как одевались представители высшего света, какие танцы танцевали (сообщения на эти темы учащиеся выполняют по желанию).

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Весёлый изливают свет

И радуги на снег наводят;

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.

Техника силуэта как нельзя лучше подойдет для иллюстрирования сцены бала. Каждый из вас выполнит силуэт двух персонажей в движении, затем мы составим  на листе общую композицию.

  Давайте вспомним, какой была мода Пушкинского времени.

Дамские наряды были причудливы и женственны: глубокие декольте открывали плечи, пышные рукава служили контрастом для тонкой, затянутой в корсет талии, юбки были достаточно объёмные. Были в моде так же платья в стиле «ампир», с завышенной линией талии под грудью, свободно спадающей юбкой и маленькими рукавчиками. Силуэт дамы в таком платье напоминал античную колонну. Анализируем репродукции с картин К. Брюллова «Портрет Натальи Гончаровой», «Всадницы» и др.

  Обратите внимание на обилие деталей: кружева, оборки, ленты, цветы.

Характерны также причёски той поры: высоко поднятые волосы на затылке открывали тонкую шейку, причудливо уложенные локоны обрамляли высокий лоб, или спадали каскадом, украшенные лентами и цветами. На ногах лёгкие бальные туфельки без каблуков. Просмотр презентации.

 Для составления нашей картины необходимо вспомнить законы композиции

(целостность изображения, равновесие, ритмическое построение изображения). Практическая работа. Во время выполнения практической работы необходимо вести индивидуальную работу, воизбежании типичных ошибок: нарушение пропорций фигур, статичность, не выразительность. Учащиеся выполняют предварительный рисунок, на этом этапе не сложно внести необходимые поправки.

Просмотр. Итог урока.

Вопросы для повторения:

  1. Откуда произошло названия искусства «силуэт»?
  2. В каких видах искусства необходима выразительность силуэта?
  3. Каковы главные условие создания выразительного силуэта?
  4. Какие сюжеты можно выполнить в технике «силуэт»?
  5. Где в истории искусства мы встречаемся с силуэтным изображением?

 

Использованная литература

  1. Голлербах Э.Ф. Искусство силуэта Москва. – 1992, №7.
  2. Ельшевская Г.В. Искусство рисунка. –М.,1999.
  3. Изобразительное искусство в школе. Под ред. Кушаева Н. Ж. №6 2007.
  4. Кругликова Е. С. Жизнь и творчество. – М.,2001.
  5. Пушкин А.С. «Евгений Онегин».
  6. Сидорова А.А. Русская графика начала XX века. – М., 1996.
  7. Сидоров А.А. Памяти художника – друга. Сб. – Л., 1991.
  8. Ягодовская А.Т. От реальности к образу. – М.,1985.
Категория: Задания | Добавил: ira_iv (14.01.2022)
Просмотров: 629
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта