Задание по живописи для 1 класса.
Тема: «Натюрморт на контрастном цветовом фоне».6 часов (2-3 сеанса)
Материалы: бумага Ф.А-3, гуашь, кисть, карандаш, резинка, палитра, желательна вертикальная плоскость.
Задачи:
1. Поставить натюрморт из 3 или 4 предметов различных по цвету и светлоте на фоне ясной по цвету драпировки. Освещение должно быть боковое, естественное (из окна).
2. Сконпоновать предметы на листе Ф. А-3. Выполнить рисунок: «поставить» на плоскость предметы с учётом их размещения (дальше-ближе), построить предметы относительно центральной линии, нанести по форме предметов границу светотени и падающей тени.
3. Выполнить первую прописку гуашью больших цветовых отношений, сравнить предметы по цвету: светлоте, оттенку (тепло-холодности), насыщенности. Начинаем писать с полутеней (там лучше всего читается цвет предмета). Замес на палитре делаем побольше.
В цвет предмета найденного нами для полутени (средней части предмета) добавить светлого и тёплого тона и пишем «света».
В цвет предмета найденного нами для полутени добавить тёмного и холодного – пишем теневую часть.
«На касании» с предметом написать фон, ответить себе на вопрос: «Какие отношения у предмета с фоном и соседними предметами, тёмное на светлом или светлое на тёмном?» ЭТО ВАЖНО!
Разобраться с плоскостями: что темнее фон или стол? Куда падает свет?
Падающие тени пишем от предметов в сторону противоположную от источника света, основа цвета тени-цвет стола + цвет предмета в теневой части от которого падает тень. Тень не может быть ярче, чем стол или предмет, цвет тени сложный, но не чёрный и серый.
4. После того, как весь лист закрыт краской, начинается уточнение: детализация, моделировка формы, рефлексы (отражение предметов друг от друга), не торопитесь заканчивать этюд, сравниваем его с натурой, не боимся исправлять и переписывать куски – это нормальный ход работы.
5. В конце нужно проверить плановость: что к нам ближе – контрастнее, ярче, чётче, то, что дальше, пишем «мягче» (воздушная перспектива), предмет «погружается» в пространство. Поставить акценты на предмет, являющийся главным - композиционный центр.
Подробнее.
Образцы постановки натюрморта
1. Рисунок под живопись
Прежде чем приступать к рисованию натюрморта ещё раз надо обратить внимание на компоновку предметов на изобразительной плоскости. Предмет или группа предметов располагаются в листе гармонично, то есть, занимая центральное положение, примерно одинаковое расстояние от краёв заданного формата. Определить место предмета в формате листа, определить пропорции предмета и изучаем строение предмета. Проанализировав форму предмета, на листе размечаем вспомогательными линиями очертание объекта начиная с больших отношений — ширины и высоты. Отмечаем линию симметрии, делим предмет на части в соответствии с его конструкцией, намечаем его очертания простыми геометрическими фигурами. Затем округляем нужные части и рисуя овалы заканчиваем построение предмета.
Любой предмет приобретает свою форму и объём если его осветили. Наблюдаем как свет переходит в полутень, собственную тень, и рефлекс, обращаем внимание как образуется падающая тень, обозначаем линией границы.
2. Первая прописка
Сравнение – это основа понимания различий цветовых и тональных отношений в натуре. Умение цельно видеть одновременно все элементы натурных постановок является необходимым условием успешной работы. Цель – ВИДЕТЬ – это значит не сосредотачивать зрение на каком-то предмете или группе предметов, а «распустить глаз» и стараться все элементы постановки видеть одновременно.
Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.
Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей композиции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его. Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными. После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите следующий за ним предмет, являющийся для него фоном.
Начав живопись с определенного участка изображения, найдя цветовые и тональные отношения 2 – 3 цветов одновременно, не следует слишком долго задерживаться на этом участке. Положив свет и тень на одном участке работы, необходимо положить свет и тень на втором, третьем участке. сравнивая при этом их между собой. Если освещённые участки натурных постановок имеют тёплый оттенок, то тень – холодный, и наоборот.
У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
3. Моделировка формы предметов и пространства цветом
Передавая цветом объемные формы необходимо стремиться мазки цвета класть по форме, «лепить цветом» форму предметов. Размер мазка, форма, направление определяются формой предмета и характером его поверхности.
Необходимо развивать свою манеру нанесения цвета на плоскость. Важно, чтобы в живописном изображении создавалось ощущение пространства между предметами, находящимися на различных планах в учебной постановке.
Очень важно научиться видеть изменения цвета предмета в зависимости от освящения - светотеневая моделировка формы. Наблюдайте на сколько тени темнее, чем света, постарайтесь увидеть все градации, или просто сделать по закону распределения света по форме.
Большое значение для передачи планов, световоздушной среды и пространства имеет работа над так называемыми касаниями в живописи. Границы предметов натурных постановок не во всех местах видны и не выделяются одинаково отчётливо. В одном месте силуэт предмета виден чётко, а в другом сливается с фоном.
Необходимо проследить в натуре и показать на изображении места чётких, контрастных касаний формы каждого предмета с фоном или другими предметами; места мягкого сочетания контура предмета с фоном, а также места погружения некоторых частей элементов изображения в общую тень. Границы падающих теней в различных частях натурной постановки воспринимаются также не везде одинаково чётко.
Пример учебного этюда. "Мягкое" касание теневой части предметов.
Электрическое освещение, чёткие холодные тени и тёплый свет.
Работу над живописным этюдом необходимо проводить от общего к частному, от больших цветотональных отношений к малым – к проработке деталей форм, решению планов и обобщению, то есть возвращению к большим цветотональным отношениям при акцентировании композиционного центра. Умение вести длительную, кропотливую работу над живописной картиной будет приходить к вам по мере усвоения многих основных законов и правил искусства живописи, после того как вы научитесь видеть и исправлять свои ошибки.
Известный русский художник Д.Н. Кардовский говорил:
«… в нашем деле бесконечное количество упражнений есть один из залогов успеха, поэтому я ограничусь только одним советом: упражняйтесь, упражняйтесь и упражняйтесь, не щадя своих сил и времени».
learn-draw.jimdofree.com
Литература:
1. Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.. 1984.
2. Волков Н.Н. Композиция в живописи – М., 1977.
3. Алпатов Н. Композиция в живописи – М., 1970.
4. Шорохов Е.В. Композиция – М., 1986.
|