Тема: «Тематический натюрморт». 12 часов.
Материалы: бумага Ф.А-3, гуашь, или акварель, кисть, карандаш, резинка, палитра, желательна вертикальная плоскость.
Задача:
1. Постановка натюрморта из предметов связанных единой темой. Анализ натуры, эскиз.
2. Рисунок на формате по эскизу: «поставить» на плоскость предметы с учётом их размещения (дальше-ближе), построить предметы относительно центральной линии, нанести по форме предметов границу светотени и падающей тени.
3. Выполнить первую прописку больших цветовых отношений, сравнить предметы по цвету: светлоте, оттенку (тепло-холодности), насыщенности. Начинаем писать с полутеней (там лучше всего читается цвет предмета). В цвет предмета найденного нами для полутени (средней части предмета) добавить светлого и тёплого тона и пишем «света», для полутени добавить тёмного и холодного – пишем теневую часть.
4. «На касании» с предметом написать фон, ответить себе на вопрос: «Какие отношения у предмета с фоном и соседними предметами, тёмное на светлом или светлое на тёмном?» Разобраться с плоскостями: что темнее фон или стол? Куда падает свет?
5. Падающие тени пишем от предметов в сторону противоположную от источника света, основа цвета тени-цвет стола + цвет предмета в теневой части от которого падает тень. Тень не может быть ярче, чем стол или предмет, цвет тени сложный, но не чёрный и серый.
6. После того, как весь лист закрыт краской, начинается уточнение, детализация, моделировка формы, рефлексы (отражение предметов друг от друга), не торопитесь заканчивать этюд, сравниваем его с натурой, не боимся исправлять и переписывать куски – это нормальный ход работы.
7. В конце нужно проверить плановость: что к нам ближе – контрастнее, ярче, чётче, то, что дальше, пишем «мягче» (воздушная перспектива), предмет «погружается» в пространство.
8. Этюд творческий, «характер» предметов должен быть раскрыт, материальность, фактуры, орнаменты помогут сделать натюрморт художественным. Обратите внимание на технику мазка, особенно в гуаши. Мазок «по форме» делает предмет выразительным.
Постановка натюрморта тематического натюрморта
Примеры тем:
- искусство;
- профессия;
- цветы и фрукты;
- о смысле жизни;
- завтрак;
- сельский;
- времена года;
- праздники и др.
Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
- Предметы подходят по смыслу.
- Предметы имеют разные формы и пропорции. Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
- Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
- Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету. Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок. Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
- Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
- Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
- Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?
- Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ.
Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
Свободное расположение предметов: бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.
Композиционный центр: определите главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Примеры тематического натюрморта в технике гуашь и акварель.
Читайте статью на сайте «Натюрморт как творческая лаборатория» http://iraiv.ru/publ/zhivopis/natjurmort_kak_tvorcheskaja_laboratorija/2-1-0-6
Литература:
- Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.. 1984.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи – М., 1977.
- Алпатов Н. Композиция в живописи – М., 1970.
- Шорохов Е.В. Композиция – М., 1986.
Сайты: learn-draw.jimdofree.com
https://zen.yandex.ru/media/athwart/istoriia-natiurmorta-ot-antichnosti-do-nashih-dnei-5cf519480179be00af325584 |