Среда
24.07.2024
18:51
Приветствуем вас Гость
RSS
 
Для тех кто любит рисовать
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи
Живопись
История изобразительного искусства
Здесь представлены материалы по истории искусства, которые могут быть полезны всем кто интересуется искусством.
Задания
Практические задания для 1, 3 и 5 классов школы искусств

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Роль освещения в живописном пейзаже

Роль освещения в живописном пейзаже

        Пленэрная живопись радует зрителей, если художнику удаётся передать состояние природы, если зрителю удаётся «почувствовать» тёплые солнечные лучи или вечернюю прохладу и свежесть воздуха после дождя. Освещение – главный фактор в передачи состояния пейзажа: времени года, погоды, времени суток. Не детали, тщательная моделировка формы, передача фактур и других признаков натуры не смогут обеспечить правдивость и привлекательность живописному пейзажу, если нет общего убедительно переданного состояния.

        С анализа натуры и определения характера освещения необходимо начинать работу над живописным этюдом.

     Давайте рассмотрим основные виды освещения и их особенности. Если солнце закрыто облаками или ещё не встало из-за горизонта, мы наблюдаем освещение мягкое, рассеянное, объём предметов и объектов выражен слабо, теней почти нет, контуры мягкие расплывчатые – всё как бы в дымке. Направление светового потока не ясное; то ли вечер, то ли перед дождём…. За то цветовые отношения тонкие нюансные (разница на чуть-чуть), можно рассмотреть богатую палитру сложных оттенков.

                              

                              Клод Моне "Стога"  (облачно, рассеянное освящение)

        Солнечное освещение более разнообразное и динамичное. Фронтальное освещение – это когда солнце за спиной художника, лучи освещают все элементы пейзажа спереди, по направлению взгляда наблюдателя. Такое освещение придает пейзажу плоский вид, особенно по мере того как солнце склоняется к горизонту. Фронтальное освещение дает искажение формы предметов, делая их двумерными, как бы вырезанными из бумаги, которые прикреплены к фону, а отсутствие видимости теней (они находятся за предметами и нам не видны)  не передает  глубину пространства.

     Боковое освещение – это когда свет падает на объекты сбоку (солнце слева или справа от художника), то выразительность пейзажа возрастает; глубина пространства, объём, рельефность воспринимается гораздо лучше. При этом,  проявляется фактура поверхностей объектов, направленных в сторону художника. Важную роль в композиции пейзажа начинают играть тени. Очень хорошо читаются большие локальные формы: стволы деревьев, архитектурные объекты ярко освещенные с чёткими глубокими тенями. Возникают контрасты между светом и тенью, появляются чёткие силуэты. Чем ниже к горизонту опускается солнце, тем длиннее становятся тени.

              

         Клод Моне "Стога" (боковое, ближе к фронтальному)         Клод Моне "Стога" (боковое, ближе к контровому)

       Контровое освещение, или контражур — освещение в живописи, при котором источник света располагается позади объекта. Художник располагается напротив солнца, воспринимает объекты с теневой стороны, падающие тени направлены из глубины к переднему плану. Впечатление от пейзажа становится еще более впечатляющим, когда солнце склоняется к горизонту. Находясь высоко в небе солнце, освещает верхнюю часть непрозрачных объектов, к примеру, зданий, но по мере склонения к горизонту, освещенность этих предметов уменьшается и по контуру появляется ореол света. При освещении воды контровым светом, на гребешках волн появляются яркие световые блики. Очертания объектов, наблюдаемых против света, чаще всего размыты, а формы плоские.

            

              Клод Моне "Стога" (контровое освящение)

      Верхнее освещение (солнце в зените) освещает горизонтальные поверхности. Тени от предметов отбрасываются вниз, лишая их фактуры и формы. Такое освещение в пейзаже передаёт ощущение жаркого дня.  Верхнее освещение деревьев даёт художнику возможность наблюдать разнообразие теней  от листвы на земле, богатство рефлексов на тех объектах, которые находятся в их области.

 

       

       Константин Коровин "В саду" (верхнее освящение)

        Один и тот же пейзаж может выглядеть совершенно разным при разном освещении. Многие художники писали один мотив, любуясь разным впечатлением от натуры. Например, Клод Моне, французский живописец, один из основателей импрессионизма, написал 25 полотен под единым названием "Стога". Работал над ними он так: рано утром художник выходил в поле с тележкой, в которой было 15 холстов, на каждом из которых был незаконченный "Стог". В 8.15 он вынимал из тележки первый холст и работал над ним по часам 15-20 минут, затем вынимал следующий холст в 9 утра и писал очередной стог, так как он выглядел в 9 утра, затем следующий стог писал таким, каким он был в 10.30...и так до вечера. Таким образом, он написал 15 полотен. Все они изображали стога в разное время суток, все они, по мнению мастера, были не закончены.

        Освещение меняется так быстро, задача художника «поймать» его!

 

Категория: Живопись | Добавил: ira_iv (21.06.2020)
Просмотров: 1724
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта